Семья, как источник любви.

Другая психология » Родительская любовь. » Семья, как источник любви.

Страница 10

Следует согласиться с тем, что взаимоотноше­ния в семье и личность родителей, пример их поведения являются важными факторами формирования личности ребенка.

Как известно, социальному поведению дети обучают­ся путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образу и подобию взрослых, главным образом, своих родителей. Это связано с рядом причин. Во-пер­вых, основы личностного становления человека заклады­ваются в раннем детстве, когда значимыми «другими» для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведе­ния. Во-вторых, родители имеют уникальную возмож­ность влиять на развитие «я»-концепции ребенка, по­скольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Тре­бования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в об­щении друг с другом и с детьми, организация в семье до­суга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом — все это, в том или ином смысле, воспитывает ре­бенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для него особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым дове­ряет. Особенно велико влияние матери, которую психоло­ги не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация (лишение или ограничение воз­можности удовлетворения жизненно важных потребнос­тей ребенка) может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. Негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер.

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоя­тельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Существует предубежде­ние, что взаимоотношения взрослых не интересуют ре­бенка. Между тем дети очень чувствительны к малейшим изменениям в настроении взрослых и способны замечать то, что родители пытаются от них скрыть.

Существует несколько форм семейного неблагополу­чия, негативно отражающегося на личности воспитыва­ющихся в таких условиях детей. Специалисты говорят о внешних (явных, открытых) и внутренних (скрытых) формах неблагополучного психологического климата в семье, который создается взрослыми (в первую очередь, родителями). Каждая из этих форм имеет свои особенно­сти в проявлении и влиянии на личность детей.

Игумен Евмений.

* Поскольку ребенок фундаментально зависит от родительской любви и расположения, зачастую, чтобы родители его любили, он вынужден соглашаться с их точкой зрения, с их предписаниями. На основе родительских предписаний он принимает неосознанные решения в отношении себя, своей жизни, окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними. И эти решения могут носить патологический характер. Важно подчеркнуть, что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария (т.е. набора типичных схем поведения и отношений с окружающими). Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога и общение с Ним.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другие материалы:

Ситуативная и личностная тревожность интраверта
Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.[1] Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим ...

Синектика и психологическая активизация творчества
Синектика - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества. Она является дальнейшим развитием и усовершенствованием мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, н ...

Проблема возрастной периодизации юношества
Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они частично пересекаются. Никто не назовет 11–13-летнего мальчика юношей, 18–19-летнего юношу – подростком. А вот ...