Родительская любовь.

Другая психология » Родительская любовь.

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, пси­хологических школах и направлениях. Есть немало научных и науч­но-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспек­ты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т. д. Важность ма­теринского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятель­ной реальности, требующей разработки целостного научного подхо­да для его исследования.

Конкретно-культурная модель материнства — как содержание всех блоков материнской сферы женщины — ориентирована на раз­витие у ребенка соответствующего конкретно-культурного варианта его социально-комфортной сферы. Воспитание необходимого содер­жания материнской сферы обеспечено различными средствами в каж­дой культуре и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие как видотипичных, так и конкретно-культурных материнских функций без осознания матерью самих этих функций и их роли в развитии социально-комфортной сферы ребенка, его сферы общения и неспецифических мотиваци-онных основ его образа мира. Ситуация в современном обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» материнства, сочетающаяся с расширением и появлением открытого содержания самой модели социально-комфортной сферы субъекта, не обеспеченной соответствующей моделью материнской потребностно-мотивационной сферы. В настоящее время наблюда­ется тенденция поиска нового «пути к модели», основанная на осоз­нании как потребностей материнской сферы, так и особенностей пси­хического развития ребенка.

Модель материнства и обеспечение ее формирования в онтогене­зе женщины («путь к модели») в каждой культуре достаточно жестко выражены и соответствуют столь же определенной модели развития взрослого члена общества. М. Мид в этой связи отмечает, что коли­чество альтернатив (то есть вариантов личностных особенностей взрослых членов общества, социальных и семейных ролей), с кото­рыми столкнется ребенок при вступлении в самостоятельную жизнь, довольно ограничено. В традиционных культурах условия онтогене­за создают возможность адаптации ребенка к большему количеству вариантов, чем содержится в его культуре, так как происходит пере­распределение материнских функций, ведущее к образованию у ре­бенка множественных привязанностей, их непрерывности и прочно­сти. В условиях современного общества евро-американского типа на­оборот, существует несоответствие обеднения и ригидности форми­рования привязанности ребенка в раннем онтогенезе, с одной стороны, и множественности моделей поведения (социальных и се­мейных), с которыми ребенок столкнется во взрослой жизни, — с дру­гой. Концентрация всех материнских функций на матери создает ус­ловия для формирования привязанности, ориентированной только на один объект. Это не соответствует новым требованиям к личности как свободной, самореализующейся и независимой. Кроме того, су­жение объектов привязанности и обеднение вариативности материн­ских функций (так как все сосредоточено в одном субъекте — мате­ри) также ведет к меньшей вариативности развития ребенка.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материн­ства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях раз­вития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостаю­щей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности, происходит осознание недоста­точности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникно­вению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознан­ному развитию не только информационных, но и эмоциональных ос­нов материнской сферы. Ее построение становится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чув­ствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к мате­ринству теперь не ограничивается ведением беременности и сведени­ями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоцио­нальной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Разумеется, этот новый «путь к модели» еще только начинается. Но, возможно, он приведет не только к новой модели ма­теринства и формированию соответствующих содержаний материнс­кой сферы женщины, но и окажется эффективным для воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополу­чия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития общества.

Другие материалы:

Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни уч ...

Анализ полученных результатов
Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показат ...

Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: 1) человек является единым, самосогласующимся и целостным; 2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превос ...