Семья, как источник любви.

Другая психология » Родительская любовь. » Семья, как источник любви.

Страница 9

Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнско­го и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ре­бенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.

Конфликт между социально-психологи­ческими ролями матери и отца в семье чутко улавливает­ся детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом.

Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждает­ся в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу роди­тельской любви взрослые понимают по-разному. Для од­них любовь — это неусыпный контроль, для других — по­стоянное выражение нежности, для третьих — физический уход и материальное обеспечение, для четвертых — предо­ставление неограниченной свободы. Поэтому многие ро­дители не могут понять, почему, несмотря на любовь у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, и очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребе­нок. У детей чрезмерная строгость и требовательность, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодуши­ем и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»).

Наряду с характерологическими особенностями, при­сущими большинству современных российских родите­лей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно ска­зываются на процессе воспитания детей. Под воспитани­ем в данном случае подразумевается не только целена­правленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, а прежде всего непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действен­ным, чем система специальных образовательных и воспи­тательных мер. На это обстоятельство в свое время указы­вал еще А.С. Макаренко, который предостерегал родите­лей от необдуманных поступков, подчеркивая при этом, что «никакие рецепты не помогут, если в самой личнос­ти воспитателя есть недостатки»1.

На начальном этапе взросления ребенка особенно вели­ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре­бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела­ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». К сожалению, многие матери, подсозна­тельно ощущая неестественность своего отношения к ре­бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. В одних случаях это может быть обуслов­лено личностными и семейными проблемами, которые не­вольно проецируются на отношения с детьми, в других — патологическими чертами характера, связанными с психо­логическими особенностями их личности.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие материалы:

Функции лидера
Сложность роли лидера, находящегося в стадии — становления, может быть раскрыта путем рассмотрения тех многообразных функций, которые входят в позицию лидера. Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководи ...

Рефлексия и ее роль в жизни человека.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся практически всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый, но интерпретируют его по-разному. То, что учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, фо ...

Когнитивный подход
В когнитивном подходе более подробно рассматривают забывание, как нарушение памяти. К вопросу о причинах забывания обычно подходят с двух альтернативных точек зрения: забывание рассматривается либо как «пассивное угасание» следов, либо ка ...