Семья, как источник любви.

Другая психология » Родительская любовь. » Семья, как источник любви.

Страница 6

Но оказывается, что только эти десять правил требуют от нас таких усилий, что чаще всего мы в состоянии взять лишь один «цветочек» — не убий. Ну иногда — «чти отца своего и матерь свою .» Ну еще «не укради». А все вместе — нам трудно, так как это требует пристального внимания к себе, работы над собой, воспитания себя. Зачем? Хлопотно. Жить и так тяжело. Не до этого.

Наше воспитание, усвоение собственных жизненных принципов приводит нас к избирательному принятию мира.

В чем-то мы принимаем его безоговорочно, в чем-то условно, а что-то терпеть не можем! И вот то, что мы «терпеть не можем», и есть камень нашего преткновения на нашем пути к совершенному варианту реализации своего «Я».

Не можем — значит, нет сил. Но так ли это? Силы у меня есть, но я не хочу тратить их на то, чтобы что-то принять. Если я живу по принципу «хочу», то в соответствии с нашей условной терминологией я ребенок, а значит, слаб в реализа­ции своих потребностей. Я жду как должного подарка от этого мира: здесь и сейчас пусть будет все, как я хочу! Почему я должен менять свое восприятие мира — пусть мир сам меня­ется!

Если бы я был ребенком по паспортному состоянию, мои претензии были бы оправданы. Но если я, будучи взрослым человеком, жду от внешнего мира, что мне кто-то что-то должен, я не владею собственными ресурсами (как та теща). А на самом деле мои ресурсы огромны. И если я начну их реализовывать, то большую часть своих «хочу» или позволю себе осуществить по принципу «могу» и найду приемлемые для этого способы, или, воспользовавшись анализом, смогу сам себя убедить в невозможности осуществить свои желания.

Объяснив же себе, что мое «хочу» не может быть реали­зовано по моему хотению, я обнаруживаю, что эмоциональное напряжение падает. Потому что энергетические ресурсы, что называется, из одного котла — и на чувственное «хочу», и на рациональное разбирательство. А вот в какую сторону их направлять — это мое дело. Получается, что анализ — это тоже работа. Такая человеческая работа забрала на себя часть энергии от моих бурных эмоций, и они постепенно угасли. Хотения испаряются — остается план возможных действий.

Может показаться, что такая сухая аналитическая жизнь убьет в нас все живое. Однако, как и всякий навык, анализи­рование будет казаться тяжелой работой только до тех пор, пока это не будет доведено до некоторой степени автоматизма. Любая работа, многократно повторенная, уже не кажется нам такой трудной, как вначале.

Младенец в период внутриутробного развития в норме имеет только симпатический канал связи с матерью. Новорож­денный ребенок имеет ту же симпатическую доминанту. С укреплением физического тела и приобретением социального опыта, личностных особенностей постепенно развивается вагусная половина нервной системы.

Но если мать не выполняет своей родительской роли, у младенца даже на этапе внутриутробного развития может начать функционировать вагусная система. Первичным соци­альным опытом для него становится антагонистическое или равнодушное отношение матери.

У младенца, прочувствованного матерью в каждое мгнове­ние его существования, нет оснований плакать, болеть. Его связь с внешним миром строится только на основе симпати­ческих отношений. Так как симпатическая и вагусная полови­ны нервной системы имеют соединения, то ребенок, получив должную, в меру, порцию симпатической энергии извне, глав­ным образом от матери,— получает запас, из которого он может нужное количество переправить в вагусную половину для обеспечения внутриорганной саморегуляции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие материалы:

Слух как элемент массового общения.
Слух, являясь достаточ­но частотным элементом массового общения, значительно реже по­падает в обиход общения научного. Слухи предоставляют определен­ный интерес и с чисто теоретической стороны природой своего са­мостоятельного распростр ...

Значение личности руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
Имея ввиду личный пример руководителя, в первую очередь необходимо отметить, что руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом: - организатор трудового процесса; - специалист, ком ...

Особенности творческой личности современного студента
Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления мол ...