Регулирование и разрешение конфликтов

Регулирование и разрешение конфликтов

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и де­сятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые соци­альные общности, третьи происходили между отдельными индиви­дами. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Еще в древ­нейших законах жестокого ассирийского царя Хаммурапи содержа­лись десятки рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликтные ситуации.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали тео­ретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

В научной литературе существуют различные подходы к опреде­лению понятия «конфликт», его структуры, динамики, типологии. Активная разработка данной проблемы привела к возникновению новой отрасли знаний — конфликтологии, которая включает в себя изучение возникновения, развития и разрешения различных кон­фликтов (от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми).

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки в разра­ботке методик и рекомендаций по преодолению конфликтов. Конфликт — неприятное, но довольно частое явление в нашей жизни. Ежедневно, а зачастую и несколько раз в день каждый человек либо оказывается в эпицентре конфликта, либо становится его свидете­лем, и тогда необходимо предпринимать какие-то конкретные ша­ги по стабилизации обстановки в окружающем социальном про­странстве, созданию здоровой атмосферы взаимоотношений в се­мье, по обеспечению конструктивного взаимодействия с близки­ми, друзьями, деловыми партнерами и т.д. В какой бы сфере кон­фликты ни возникали, они всегда сопровождаются переживания­ми, фрустрацией, стрессом и могут повлечь как физиологические, так и психологические последствия. К первым можно отнести мигрень, язвы, гипертонию, артрит, инфаркт, инсульт. Психоло­гическим результатом стресса является депрессия, потеря интереса к межличностным отношениям. А это равносильно дисквалифи­кации сотрудника ОВД, поскольку специфика профессии предпо­лагает работу с людьми.

Более того, в процессе раскрытия и расследования преступле­ний конфликты неизбежны, так как для преступников один из спо­собов избежать или уменьшить уголовную ответственность состоит в противодействии сотруднику милиции, которое проявляется в форме различных конфликтов, возникающих вследствие несовпаде­ния интересов этих лиц с профессиональными интересами сотруд­ников ОВД.

Определений понятия «конфликт» существует множество, но в любом случае его можно трактовать как столкновение интересов, взглядов, стремлений различных людей, в основе которого лежит обострение противоречий между ними, возникшее в процессе со­вместной деятельности и общения и характеризующееся противо­борством.

Во время конфликта стороны стремятся нанести друг другу мо­ральный ущерб и завладеть объектом конфликта. Данному процессу сопутствуют негативные эмоции конфликтующих сторон.

Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Ее схематично можно изобразить следующим образом: С — О — С, где С — субъект конфликта, О — объект конфликта. Чем более неделим объект конфликта, тем ост­рее он протекает. Для уточнения понятия неделимости объекта конфликта необходимо дать точное определение объекта и предмета конфликта. Предмет конфликта — это проблема, существующая объективно либо являющаяся плодом воображения конфликтующих сторон, то есть то самое противоречие, из-за которого разгорается конфликт. Каждый из субъектов конфликта стремится разрешить данную проблему в свою пользу. Объект конфликта — это материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся все конфликтующие стороны.

Рассмотрим структуру конфликта на конкретном примере. В подразделении X появляется вакантная руководящая должность. Двое сотрудников подразделения считают, что именно они должны стать руководителями. Налицо все признаки возникновения кон­фликта между этими двумя сотрудниками, которые уже могут клас­сифицироваться как субъекты конфликта.

Соответственно, предме­том конфликта здесь является вакантная должность, а объектом — престижный официальный статус, определяемый этой должностью. В ходе складывающейся ситуации четко вырисовывается противо­стояние двух сторон, поскольку такой объект, как вакантная должность, на двоих разделить нельзя.

В данном примере субъекты конфликта еще не перешли к кон­кретным действиям, направленным друг против друга, но мысленно уже начали подготовку к этим действиям. Данную стадию конфлик­та, когда обе стороны, обдумывая сложившееся положение, строят планы своих будущих действий, можно считать латентной (скры­той). В свою очередь, если один из субъектов не считает необходи­мым отвечать на выпады своего оппонента в силу каких-то опреде­ленных причин (считает, что действия оппонента в отношении его справедливы или опасается предпринимать какие-либо ответные действия), то подобную ситуацию считать конфликтом нельзя, по­скольку отсутствует основной признак конфликта — противо­борство.

Лица, вовлеченные в конфликт, в зависимости от отношения к нему могут классифицироваться следующим образом:

• участник конфликтной ситуации — субъект (лицо, группа, организация), непосредственно вовлеченный во все фазы кон­фликта;

• противник — субъект, придерживающийся противоположной точки зрения по отношению к основному, исходному или не­посредственному предмету конфликта;

• оппонент — участник дискуссии (спора), имеющий противоположные точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы.

Оппонентов конфликта принято подразделять по типу на сильных (имеющих более высокий уровень знаний, умений, спо­собностей и личностных качеств по сравнению с другими участни­ками конфликта) и слабых (как противоположность сильным оппо­нентам), а также по рангу — на оппонентов 1, 2 и 3-го рангов.

Принято считать, что оппонент 1-го ранга в процессе конфлик­та отстаивает личные интересы; оппонент 2-го ранга — свои инте­ресы в совокупности с интересами малой группы; 3-го ранга — личные интересы в совокупности с интересами большой социальной группы. Соответственно, чем выше ранг оппонента, тем более он выражает общественные интересы, тем больше у него шансов пол­ностью овладеть объектом конфликта.

Обратившись к приведенному выше примеру, можно утверждать, что пока обе конфликтующие стороны находятся на одинаковом ранговом уровне, они имеют примерно одинаковые шансы на раз­решение вопроса о назначении на вышестоящую должность в свою пользу, но в том случае, если один из претендентов будет являться выразителем интересов коллектива сотрудников своего подразделе­ния, то его шансы на победу в этом конфликте значительно увели­чатся. Возможен гораздо более худший вариант развития событий, когда симпатии к кандидатам на руководящую должность в группе разделятся. Здесь уже очевидны все предпосылки к возникновению межгруппового конфликта внутри трудового коллектива, что, несо­мненно, приведет к дестабилизации социальной обстановки и окажет негативное влияние на конечные результаты профессиональной деятельности коллектива.

Зачастую термин «конфликт» употребляется применительно к понятию «конфликтная ситуация». Чтобы правильно различать дан­ные термины, целесообразно рассмотреть следующую схему: собы­тие (явление) — противоречие — конфликтная ситуация — инцидент — конфликт.

Как следует из этой схемы, после возникновения определенного события между субъектами появляется противоречие, что приводит к образованию конфликтных отношений.

Конфликтные отношения — это способ (процесс) взаимодейст­вия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непони­манием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных взаимоотношений приводит к созданию конфликт­ной ситуации.

Конфликтная ситуация — ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения пробле­мы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого проти­востояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкно­вения, который далеко не всегда напрямую связан с основной при­чиной конфликта. Этот повод дает возможность для возникновения инцидента.

Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение проти­воречия и начало борьбы между участниками. Динамика инцидента такова: первый субъект конфликта вполне сознательно наносит урон моральный (в устной или письменной форме) или физический своему направлены против него и наносит ущерб его личным интересам. Второй субъект предпринимает адекватные действия в отношении первого субъекта конфликта.

Как уже указывалось выше, источником конфликта является противоречие, которое возникает там, где есть рассогласование:

• знаний, умений, способностей и личностных качеств;

• функций управления, эмоциональных, психических и других состояний;

• технологических, экономических процессов и т.д.;

• целей, средств и методов деятельности;

• мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

• мнений, взглядов, убеждений;

• понимания и интерпретации информации;

• ожиданий, позиций;

• оценок и самооценок.

Другие материалы:

Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т. ...

Восприятие лидера его группой
Лидер должен восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные общие характеристики с членами группы. Поэтому он воспринимается как «один из нас», а не «пришелец». ...

Характеристика успешного лидера
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех усп ...