Влияние членов семьи на становление самооценки.

Другая психология » Самооценка » Влияние членов семьи на становление самооценки.

Страница 1

Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высо­кой самооценки.

По данным исследования, у мальчиков с высокой самооцен­кой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близ­кими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высо­кая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой соци­альных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способ­ность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен лю­бовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним,

Вопрос о преимуществах кормления грудью перед искусст­венным кормлением до сих пор не потерял своей актуальнос­ти. В настоящем исследовании не было получено данных, под­тверждающих, что при кормлении грудью ребенок получает больше любви, заботы и внимания. Куперсмит приходит к вы­воду, что для формирования положительного самовосприятия важна уверенность матери в избранном способе кормления, а не способ сам по себе. Негативный тонус самовосприятия фор­мируется у ребенка в том случае, если у матери возникает чув­ство неловкости и вины. В этом смысле о практике кормления можно сказать то же самое, что и о воспитательном процессе в целом: в принципе для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверен­ными и последовательными [13].

Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные.

Напротив, если родители внутренне не принимают ребенка, он оказывается для них не интересен, неприятен, вызывает нео­добрение. Для таких родителей воспитание ребенка связано с большими финансовыми трудностями и социальной ответствен­ностью. Но неприятие ребенка, облеченное в форму чрезмер­ной опеки, не менее пагубно, чем постоянное невнимание к нему или раздражительность.

Ярко выраженная установка родителей на безуслов­ное принятие своего ребенка не является абсолютно необходи­мой предпосылкой формирования высокой самооценки. Среди матерей, дети которых обладают ею, встречались и такие, кото­рые не выражали особой готовности принять ребенка в целом. Это свидетельствует о том, что мнение ребенка о безусловном принятии его родителями является, по крайней мере, столь же существенным, как и реальный тип семейных отношений и ис­пользуемые родителями методы воспитания.

Уже в раннюю пору развития психоанализа его последова­тели призывали придерживаться более мягких методов воспи­тания, соответственно предполагающих свободу выражения неудовлетворения внутренних импульсов ребенка. Однако резуль­таты исследования Куперсмита свидетельствуют скорее о не­обходимости строить отношения с ребенком на основе требовательности. Ясная и разумная система требований, предъявляе­мых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания [13].

Ясные требования и четко вчер­ченные нормы жизни в семье способствуют фор­мированию у детей высокой самооценки. Дети с высокой самооценкой выказывают большую солидарность со взглядами, приняты­ми в их семье. И хотя в воспитании этих детей более распро­страненными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое. Если ребенку предо­ставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится по­вышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низ­кий уровень успешности и в конечном счете неспособность стро­ить прочные отношения с людьми, основанные на взаимном уважении.

По-видимому, ребенок воспринимает наказания в контексте всех остальных проявлений отношения к нему родителей. Вни­мательное и заботливое отношение к ребенку в сочетании с требовательностью делает ненужным суровые наказания. Судя по всему, секрет формирования высокой самооценки заключа­ется в благожелательном отношении к ребенку, готовности принять его таким, какой он есть, но в то же время и в умении установить при этом определенные границы.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младе ...

Значение игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых лю ...

Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребно ...