Система коммуникативных свойств в структуре личности

Другая психология » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Страница 3

Формирование целостной личности характеризуется также формированием соответствующей мотивации, которая обусловливает "требуемое поведение". Мотивация обеспечивает преодоление внутренних конфликтов, проявляющихся в отклоняющемся поведении личности .

Устойчиво доминирующая система мотивов лежит в основе направленности личности. Направленность - это "системообразующее свойство " личности, стержень ее структуры. Общественная направленность личности включает в себя:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, разумное сочетание национальных и межнациональных, личностных и общественных интересов;

- осознание труда как высшего смысла жизни, способа утверждения собственного достоинства, развития своих способностей;

- принятие в качестве основы общения между людьми требований нормативной нравственности.

Направленность появляется в поведении, определенном требованиями нормативной нравственности, ее основу составляет заданная общественной структурой иерархическая система побуждений и императивов. Направленность ориентирует формирование коммуникативных свойств личности, задает цель деятельности и общения.

Единства в понимании мотивационно-потребностной стороны общения нет. Как отечественные, так и зарубежные исследователи выделяют потребность в общении. А.А. Леонтьев сомневается, существует ли вообще такая потребность как самостоятельная и не сводимая к другим потребностям. Скорее можно было бы говорить о потребности в контакте, в соучастии к другому человеку и его деятельности.

М.И. Лисина выделила три группы мотивов общения у детей: познавательные, деловые и личностные.

Главной составляющей первой группы мотивов является потребность во впечатлениях. Эта потребность с течением времени возрастает и возникает группа познавательных мотивов.

Вторая группа мотивов возникает вследствии развития потребности в общении. Каждый ребенок непоседлив. Вялость говорит о болезненном состоянии ребенка. или о дефекте развития. Эти потребности образуют деловую группу мотивов.

Третья группа мотивов возникает из потребностей детей в признании и поддержке. Эти потребности преобразуются в личностные мотивы.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в свойства его личности. К таким факторам можно отнести, например, мотив достижения успеха и мотив избегания неудач, фактор личностной тревожности и самооценки, мотив аффилиации и альтруизма. Так, с самооценкой соотносится уровень притязаний. Мотив аффилиации проявляется в стремлении наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьми и внешне выражается в общительности, в стремлении сотрудничать с людьми. При доминировании этого мотива люди уверенны в себе, непринужденны, открыты, активны в общении. Мотив альтруизма служит основой для возникновения эмпатии.

Ш. Коммуникативные способности. Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные способности в наибольшей степени социально обусловлены.

Как мы уже упоминали выше, изучение коммуникативных способностей осуществляется в широком диапазоне. Обобщив их исследования, можно выделить стратегические и тактические способности:

1. Стратегические способности. Эти способности выражают возможность личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней ориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения.

2. Тактические способности. Эти способности обеспечивают участие личности в коммуникации. Их можно разделить на две группы:

В первую группу входит умение коммуникативного использования личностных особенностей в общении. Сюда можно отнести особенности интеллекта, особенности развития речи, особенности характера, воли, эмоциональной сферы, особенности темперамента и т.д.

Во вторую группу входит владение техникой общения и контакта. Сюда мы относим целый комплекс качеств личности:

- способность управлять своим поведением в общении;

- комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого, а также связанных со способностью отражать и понимать социально-психологические характеристики группы и способностью к пониманию места и роли каждого в группе;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Типология конфликтов.
По степени остроты противоречий конфликты подразделяются на следующие виды: недовольство, разно­гласие, противодействие, вражда. По проблемно-деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экон ...

Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержа ...

Карл Густав Юнг: Аналитическая теория личности
Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущени ...