Расстройства адаптации и настроения

Другая психология » Расстройства адаптации и настроения

Страница 1

Поведение присуще только живым существам, а жизнь – это пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним, которые принято называть термином адаптация. Адаптация - в широком смысле слова означает приспособление организма к окружающей среде, а в более узком смысле – "общий адаптационный синдром" (Селье), под которым подразумеваются изменения организма, появляющиеся в ответ на раздражитель, стрессовое влияние.

Гаркави (1969) выделил следующие варианты реакций адаптации:

1. реакция на слабые воздействия – реакция тренировки.

2. реакция на воздействия средней силы – реакция активации, подразделённая на спокойную и повышенную.

3. реакция на сильные, чрезвычайные воздействия – "общий адаптационный синдром" Селье.

Различают три вида адаптации и дезадаптации, связанных между собой: физиологическую, психологическую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация – это свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды. Например, адаптация глаза при изменении освещения. Через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200000 раз больше первоначальной, а после засвета глаза несколько секунд человек ничего не видит. Эта и любая другая физиологическая дезадаптация проявляются более или менее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.

Психологическая адаптация. Психологическую адаптацию отчетливо можно увидеть в случае проявления психологической дезадаптации. Примером этого могут быть явления напряженности, или стресса, - состояния, проявляющиеся как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психологических отклонений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности.

Социально-психологическая адаптация – это адаптация личности к общению с новым коллективом. Лёгкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. Однако, как показали исследования Г.С.Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от коммуникативных способностей личности как совокупности свойств личности, обеспечивающей эффективность её общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

Состояния психической дезадаптации (СПД) – это комплекс клинических и субклинических феноменов, отражающих дисбаланс интрапсихического и психосоциального функционирования личности. Суть – утрата, извращение, количественная неадекватность психических форм реагирования на различные стимулы. Выделяют:

1. Патологические СПД:

Ø психотические,

Ø невротические (неврозоподобные),

Ø характеропатические,

Ø психосоматические.

2. Непатологические СПД – субклинические психогенно-невротические состояния, в основе которых лежат несовершенные формы защиты.

Диагностические критерии непатологических СПД (ИСПД): субклинический уровень проявлений; отсутствие субъективного чувства болезни; отсутствие существенных трудностей на уровне межличностных отношений.

Варианты НСПД: астено-вегетативный, астено-депрессивный, дистимический.

Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вторичной адаптации к исходному состоянию. Например, у космонавтов есть индивидуально-различный период адаптации к несовместимости и столь же, а иногда и более различный период реадаптации после возвращения на Землю. Ещё более сложна реадаптация водолаза после подъёма с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства ...

Имплозивные техники.
Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение ...

Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя
Проектирование управленческих воздей­ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж­дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем, на­сколько точно понимает он свою личную ...