Система коммуникативных свойств в структуре личности

Другая психология » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Страница 2

Итак, коммуникативная структура личности - это часть структуры личности, проявляющаяся в общении.

Все выделенные стороны образуют целостные и взаимосвязанные системы свойств, которые формируются в многообразных процессах общения и совместной деятельности с другими людьми.

Выделение коммуникативной структуры личности из целостной структуры личности возможно только условно.

Какие именно личностные особенности, виды коммуникативных свойств, могут составить базу коммуникативной структуры личности? Ответ на этот вопрос могут дать исследования многообразных связей между коммуникативными свойствами личности, коммуникативным потенциалом личности и подструктурами коммуникативной структуры личности.

Следует уточнить, что под основными или базовыми коммуникативными свойствами личности мы понимаем те, которые начинают оформляться в детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека в сфере общения. Эти свойства отличаются от других тем, что их развитие, - по крайней мере, в начальный период - в определенной степени зависит от генотипических биологически обусловленных свойств организма. К числу таких свойств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность, эмоциональность и общительность, невротичность и мн.др. Эти свойства складываются и закрепляются в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперативного и условно-рефлекторного научения, подражания и ряда других факторов.

Рассмотрим кратко семь выделенных нами подструктур коммуникативной структуры личности.

I. Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность по определению М.И. Лисиной есть синоним общения. В своем же исследовании, мы больше придерживаемся, точки зрения Г.С. Васильева , который считает, что соотношение общения и коммуникативной деятельности;

- это соотношение целого и частей. Общение не существует без коммуникативной деятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятым коммуникативным деятельностям. Итак, коммуникативная деятельность;

- это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Каждый участник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект и является личностью.

Коммуникативная деятельность отличается наличием мотивов и цели. На наш взгляд можно выделить следующие виды коммуникативной деятельности:

1) гностическая;

2) экспрессивная деятельность;

3) интеракционная.

Коммуникативная деятельность личности предполагает наличие у человека коммуникативных свойств. Поэтому представляется необходимость вычленения всего арсенала свойств личности, которые играют важную роль в коммуникативной деятельности.

Анализ существующей литературы показал, что коммуникативная деятельность зависит от множества свойств личности. Коммуникативная деятельность обусловлена личностью в целом. В разных видах КД активизируются разные подструктуры.

П. Коммуникативная мотивация. По представлению В.П. Симонова первичной является потребность, мотивация же от нее производна, возникает на базе уже имеющегося опыта и носит явно когнитивный характер. А.Н. Леонтьев же считает, что мотив - это опредмеченная потребность, a B.C. Мерлин характеризует мотив как психологические условия, в которых протекает деятельность человека. В.Г. Леонтьев считает, что психическая система "мотив-цель" представляет собой качественно новое образование. Это образование он назвал мотивацией, как направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности. Обобщив эти взгляды, мы получаем, что коммуникативная мотивация - это мотивы, потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих сам акт общения, его начало, направленность и активность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения коммуникативной деятельности. Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. В первом случае это психологические свойства субъекта, а во втором - внешние условия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения сем ...

Сила психики
Мысли, чувства, волевые побуждения осознаются человек как проявления его собственной внутренней сущности, составляющей своеобразный психический центр – субъект Я, который воспринимается как нечто постоянное, временное и в значительной сте ...

Психологическое содержание понятия «характер»
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глаг ...