Система коммуникативных свойств в структуре личности

Другая психология » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Страница 5

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

Эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

На рисунке 1.1. представлена коммуникативная структура личности.

Как показано на рисунке, на коммуникативную деятельность оказывают влияние с одной стороны социальные факторы. Так очень важно, в каких условиях происходило формирование личности, под влиянием каких социальных факторов. И, с другой стороны, на коммуникативную деятельность оказывают также сильное влияние индивидуально-психологические особенности личности, психологические факторы.

Частные возможности к коммуникации, коммуникативный потенциал личности, составляют периферию образа и центральное ядерное образование.

Ядро обеспечивает постоянство коммуникативных возможностей, которые закрепляются и переходят в коммуникативные свойства личности. Происходит это лишь в том случае, если данные возможности имеют существенное значение для человека и окружающих его людей. Возможности закрепляются и превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в коммуникативной деятельности.

Периферия ближе или дальше от центра может пополняться, изменяться. На нее постоянно будут действовать социальные и психологические факторы.

Центр, ядро и периферия находятся в постоянном сложном взаимодействии между собой. Ядро коммуникативной структуры личности определяет аффективную окраску его периферии.

Изменение коммуникативного потенциала личности со временем приводит и к изменению, пополнению коммуникативных свойств личности, ядра коммуникативной структуры личности. Это происходит в связи с тем, что некоторые возможности из коммуникативного потенциала личности закрепляются и характеризуют уже постоянство особенностей поведения человека в сфере коммуникативной деятельности, значимые для него самого и его социального окружения.

На каждом этапе развития происходит увеличение коммуникативных возможностей личности, вследствие этого увеличивается и количество постоянных свойств, характеризующих личность в плане общения. Все подструктуры коммуникативной структуры личности находятся в тесной взаимосвязи.

Так, например, невозможно рассматривать коммуникативную деятельность без учета ведущих коммуникативных мотивов.

Мотив тесно связан и с типологическими особенностями личности, с темпераментом. Он пронизывает, по данным В.Г. Леонтьева, все структурные образования личности, особенно ее направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и деятельность.

Согласно данным С. Шехтера, К. Ланге, П. Барда, Д. Хебба и др. немалый вклад вносит мотивация и в эмоциональные процессы. Действующие мотивации в сочетании с эмоциональными компонентами формируют в течении жизни человека устойчивые черты личности, т.е. те свойства, которые характеризуют поведение человека в сфере общения. По данным В.Г. Каменской каждая маргинальная мотивация связана с определенной эмоцией и проявляется в устойчивых личностных качествах.

Воля также предполагает борьбу мотивов. Главной психологической функцией воли, по мнению В.А. Иванникова, является усиление мотиваций.

В единстве с характером, в свою очередь, выступают волевые свойства:

решительность, самообладание и др. На формирование характерологических свойств сильное давление оказывает темперамент. Так, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность, спокойствие-тревожность.

Именно поэтому коммуникативная структура личности представлена нами в виде пересечения сфер. Все подструктуры контактируют также между собой. Так, например, существуют возможности личности, зависящие одновременно от характера и темперамента, от воли и характера, от способностей и эмоций и т.д. Эти возможности также могут со временем закрепляться и переходить в свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли
Половое созревание – центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме биологических изменений. Человеческая сексуальность – сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических ...

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами - подвижные и настольные. Режиссе ...

Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, ш ...