- способность устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении;
- способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.
При таком дополнении мы получаем более полную систему перцептивно-рефлексивных способностей.
На наш взгляд, высокоразвитые, устойчивые коммуникативные способности можно считать коммуникативными свойствами личности. Но, в своем исследовании мы не отождествляем полностью эти понятия. Коммуникативные способности на наш взгляд, это только одна из подструктур коммуникативной структуры личности. Помимо ее в коммуникативную структуру входит еще целый спектр разнообразных систем коммуникативных свойств личности.
IV. Коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента. В общении свойства темперамента проявляются следующим образом, они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью ВНД речь, мимика, жесты, пантомимика выражены ярче, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, так и темп их эмоционально-экспрессивных движений довольно высок. Значительно различается и стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. С темпераментом взаимосвязаны такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
V. Коммуникативные черты характера. Коммуникативные черты характера - это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в общении.
В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
В.Ш. Масленникова и В.П. Юдин выделили две группы черт характера, необходимых при любом общении:
1 гр. - вежливость, жизнерадостность, вера в себя.
2 гр. - старательность, инициативность, память, правдивость, умение говорить без преувеличений.
Одной из черт характера является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость. Они входят как составляющие в экстраверсию и интроверсию.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость по отношению к миру, к другим людям.
VI. Коммуникативные свойства личности, зависящие от воли.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как энергичность, настойчивость. Эти свойства можно рассматривать как первичные или базовые. Волевого человека отличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность, инициативность. Они развиваются в онтогенезе несколько позже. В третью группу волевых свойств можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность.
УП. Эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Коммуникативные эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человеку к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Среди коммуникативных эмоций мы можем выделить: желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им, мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.
Другие материалы:
Представления о взаимодействии и функциях конфликта в психоанализе
Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З. Фрейда конфликт представлен как ядерный механизм развития личности и обр ...
Пьянство родителей и несчастье детей
В работах А.М. Чегота и Д.И.Шестакова «Социальное зло – алкоголизм. Семья и право», изданный в 1988 г., приведены следующие примеры:
«Открыли свиную тушенку, хозяйка варит картошку, а хозяин достал большую бутылку самогона и разливает по ...
Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека накладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечаетс ...
Главные разделы