Система коммуникативных свойств в структуре личности

Другая психология » Система коммуникативных свойств в структуре личности

Страница 4

- способность устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении;

- способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.

При таком дополнении мы получаем более полную систему перцептивно-рефлексивных способностей.

На наш взгляд, высокоразвитые, устойчивые коммуникативные способности можно считать коммуникативными свойствами личности. Но, в своем исследовании мы не отождествляем полностью эти понятия. Коммуникативные способности на наш взгляд, это только одна из подструктур коммуникативной структуры личности. Помимо ее в коммуникативную структуру входит еще целый спектр разнообразных систем коммуникативных свойств личности.

IV. Коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента. В общении свойства темперамента проявляются следующим образом, они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью ВНД речь, мимика, жесты, пантомимика выражены ярче, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, так и темп их эмоционально-экспрессивных движений довольно высок. Значительно различается и стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. С темпераментом взаимосвязаны такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

V. Коммуникативные черты характера. Коммуникативные черты характера - это индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в общении.

В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

В.Ш. Масленникова и В.П. Юдин выделили две группы черт характера, необходимых при любом общении:

1 гр. - вежливость, жизнерадостность, вера в себя.

2 гр. - старательность, инициативность, память, правдивость, умение говорить без преувеличений.

Одной из черт характера является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость. Они входят как составляющие в экстраверсию и интроверсию.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость по отношению к миру, к другим людям.

VI. Коммуникативные свойства личности, зависящие от воли.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как энергичность, настойчивость. Эти свойства можно рассматривать как первичные или базовые. Волевого человека отличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе, целеустремленность, ответственность, инициативность. Они развиваются в онтогенезе несколько позже. В третью группу волевых свойств можно отнести ответственность, дисциплинированность, обязательность.

УП. Эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Коммуникативные эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человеку к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Среди коммуникативных эмоций мы можем выделить: желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им, мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Рефлексия и ее роль в жизни человека.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся практически всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый, но интерпретируют его по-разному. То, что учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, фо ...

Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначени ...

Структура понятия самооценки.
Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Родже ...