Кто они, подростки

Страница 1

Приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний, готовый поделиться мыслями ребенок вдруг становится резким, раздражительным, а порой и грубым. Происходит это обычно с 10-15 летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешность. Они быстро вытягиваются, худеют, становятся неуклюжими, лицо иногда покрывается прыщами. Именно с такими детьми родители обращаются к врачу-педиатру по поводу головокружений, обмороков, болей в области сердца. А иногда дело доходит и до психоневролога.

Что с ребенком – недоумевают родители: влияет компания, не высыпается, мало отдыхает, заболел. Ребенок и сам не может понять того «нового», что так внезапно нахлынуло на него.

Что же это за период в жизни ребенка? Что происходит в его организме? Как помочь ему справиться с появившимися трудностями и проблемами?

В этом возрасте совершается переход от детства к юности. Это так называемый период полового созревания, пубертатный, переходный, или подростковый. Для него характерны огромные изменения, как в физическом, так и нервно-психологическом развитии. Отмечается резкая гормональная перестройка организма. Усиливается деятельность желез внутренней секреции: гипофиза – придатка мозга, надпочечников, щитовидной железы. Начинают функционировать и половые железы. Вещества, вырабатываемые всеми этими железами, так называемые гормоны, поступают в кровь. Гипофиз стимулирует рост организма и вместе со щитовидной железой усиливает обмен веществ.

«Ростовой скачок», «пубертатный скачок» - один из первых внешних признаков этого периода может достигать 8-9 см в течение года. У девочек он наступает между 10-12 годам жизни, у мальчиков - двумя годами позже. Поэтому то девочки в этом возрасте выше ростом, чем их сверстники мальчики, - «первый перекрест» показателей физического развития. В возрасте 14-15 лет, когда у девочек в основном уже заканчивается половое созревание, а у мальчиков этот процесс еще продолжается, мальчики снова становятся выше – «второй перекрест».

В большинстве стран мира, в том числе и в России, в последние 80-100 лет отмечается ускорение роста и развития детей – акселерация. Но причины акселерации окончательно не выяснены. Одни исследователи придают большое значение усиленному питанию, другие – более длительному пребыванию на пляжах. Многие считают, что анатомическая система ребенка постоянно «бомбардируется» сильнодействующими раздражителями в виде кинофильмов, телевидения, громкой музыки, а также уличного движения, ярких реклам и др. Эти раздражители (стимулы) ускоряют процессы выделения гормонов железами внутренней секреции, в том числе железами, обусловливающими половое развитие. Настойчивость, упрямство, легкомыслие, негативное отношение к некоторым предписаниям и правилам, подозрительность к действиям других лиц порой воспринимается, как желание подростков досадить родителям, учителям и очень часто становятся причиной конфликтов. На самом деле у подростков возбуждение доминирует над торможением, в связи с чем им трудно владеть своими эмоциями.

Изменения внешности, появившаяся неуклюжесть очень беспокоят подростков, особенно мальчиков. Они обычно боятся оказаться в смешном положении, не уверены в себе, робки, и в то же время склонны к протесту. Вследствие повышенной раздражительности подростки чувствуют себя оскорбленными по самому незначительному поводу. Часто изолируются от окружающих, живя в собственном мире переживаний и грез.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Сознание и бессознательное
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать, размышлять о своем прошлом и настоящем, разрабатывать планы и программы на будущее, иметь объективные и устойчивые знания о себе и о мире, делиться э ...

Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Оно может выра ...

Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде че ...