Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 6

В основе механизма идентификации, определяемого в нашем исследовании, лежит способность человека постоянно сравнивать себя с другими людьми (в основном с референтными лицами). Оценивает ли человек себя, свои личностные качества или свое поведение в той или иной ситуации, он всегда производит сравнение. То же самое происходит, когда он оценивает другого, его качества и поведение. Человек в условиях контактного общения воспринимает качества другого при постоянном соотнесении со своими качествами.

По процедуре нашего обследования испытуемый оценивает вначале себя в тех или иных ситуациях (самооценочная методика Р Кеттела), затем в тех же ситуациях оценивает партнера, с которым он находится в определенных отношениях Таким образом, сравнение, а следовательно, и отождествление протекают осознанно или неосознанно Использование нами модифицированной методики Р Кеттела (сокращенный вариант) позволяет получить опенки адекватности взаимопонимания свойств личности не «прямо» и в обобщенном виде, а косвенно, через оценку поведения другого в тех или иных жизненных ситуациях Такой подход позволяет избежать различий в субъективном толковании тех или иных качеств личности я предоставляет возможность испытуемым оценить особенности поведения своих партнеров.

В одном из исследований обследовались друзья (20 пар) и «недруги», т.е. лица, испытывающие значительные антипатии друг к другу (10 пар). Адекватность взаимопонимания оказалась выше в дружеских парах по таким качествам, которые наиболее скрыты при кратковременном контакте, наблюдении и могут быть выявлены только в длительном и глубоком общении и в совместной деятельности. Это качество эмоциональной зрелости (фактор С) социальной смелости (фактор Я), мечтательности (фактор М), проницательности (фактор Я), тревожности (фактор О). Ошибки по этим оценкам были незначительны. Недруги же, напротив, имеют значительно искаженные оценки адекватности именно по этим качествам личности факторы Л (общительность) и Ь (доверчивость) в дружеских парах, в отличие от недружеских, значительно изменены в представлении друзей. Больше 60% считают своих друзей более общительными, открытыми, а также более доверчивыми, чем они есть на самом деле.

Недруги часто занижают интеллектуальные возможности друг друга, что подтверждают данные, полученные на студенческой выборке по парам взаимоотвергающих и взаимовыбирающих. В группе друзей наблюдается сложная картина по «объективным» (самооценочным) показателям друзья по фактору Д (интеллектуальной подвижности) распались на две группы подобные на высоком уровне (т.е. оба интеллектуально подвижны) и контрастные (один более, а другой менее интеллектуально подвижный).

В этих группах заметны разные тенденции оценивания. 6 первой группе 100% парадекватно оценивают друг друга, во второй группе – интеллектуально более подвижным, чем он есть в действительности, а тот (интеллектуально менее подвижный) занижает оценки своего интеллектуально подвижного партнера. Обнаруженный факт говорит об особой значимости качества интеллектуальной подвижности в регулировании межличностных отношений. Кроме того, уравновешивание представлений об интеллектуальной подвижности является необходимым условием поддержания дружеских отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Современные технологии консультирования родителей в работе психолога
В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве слу ...

Масса, толпа
Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет. В психической жизни человека всегда присутств ...

Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2]. Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и спе ...