Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 4

Эгоцентризм мироощущения, мировосприятия и миропонимания может переходить в эгоцентрическое мировоззрение, которое и затрудняет межличностные отношения. В более широком контексте эгоцентризм может сказываться и на межгрупповых отношениях, связанных с социокультурными различиями общностей. Тогда масштабы противоречий и конфликтов существенно увеличиваются. Возникает дилемма: «мы – они». Психологическая культура отношений предполагает осознания искусственности такой дилеммы, особенно в критических ситуациях.

Н.Н. Авдеева определяет понятие идентификации «как установление в процессе отражения объектов внешнего мира (материальных или идеальных) специфической эмоциональной связи между субъектом и отражаемым объектом, содержанием которой является непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом».

Таким образом, отождествление с другими людьми проявляется не только на когнитивном уровне, но и сопровождается положительным эмоциональным переживанием тождественности, целостности, хотя зачастую и неосознаваемыми. Целостность системы может обнаруживаться по всем трем компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.

Когнитивный момент характеризуется «видением» сходства, тождества (часто неосознанно), эмоциональный–переживанием неразрывности в системе связи «я и другой».

Поведенческий момент идентификации выражается содействием, в условиях угрозы или простой целесообразности сотрудничеством, кооперацией действий.

Идентификация может дифференцироваться в соответствии с тем, кто или что является точкой отсчета: личность воспринимающего и оценивающего или личность другого человека. В первом случае собственные личностные качества отождествляются с качествами другого человека.

При этом субъективное (в представлении) сближение качеств и оценок осуществляется через приписывание другому своих личностных особенностей. Во втором случае отождествление идет также через сравнение другой личности со своей, но сближение качеств и оценок в представлении осуществляется благодаря приписыванию себе личностных особенностей другого. Такая дифференциация приписываний связана с типом доминирующей тенденции–идти в восприятии и оценках «от себя» или «от другого». Тенденция идти «от других» считается более плодотворной как в плане развития самой личности, так и всей системы межличностных отношений разнообразных общностей.

Идентификация состояний в большей мере регулируется эмоциональной структурой личности: гибкостью–ригидностью, вовлеченностью – отгороженностью, активностью – пассивностью и т.д.

Отождествление своего состояния с состоянием другого или, наоборот, переживаний другого со своими собственными переживаниями – необходимое условие единства людей. «Эмоциональное вовлечение членов в дела группы, т.е. высокая степень идентификации членов с группой, – существенные параметры существования первичных групп, межличностных отношений (в семье, в группе друзей, приятелей)». Исследования показывают также, что сплоченные группы, в отличие от несплоченных, характеризуются слабой дифференциацией отношений и взаимопонимания. Это своеобразный признак идентификации, целостности, неделимости группы (пары) на составные элементы. Здесь эмоциональные и когнитивные процессы характеризуют сплоченность и совместимость людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Влияние свойств нервной системы на успешность учения
Вопросы связи успешности учебной деятельности с типологическими особенностями учащихся изучены в трех психологических центрах: в Киеве — с позиций учения И. П. Павлова о типах темперамента, в Перми — с позиций учения о темпераменте В. С. ...

Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований
Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Оно может выра ...

Дети развода
Психологические последствия развода. Распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребенка оказывают влияние оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода ро ...