Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 5

Сплоченность – как единство когнитивное, совместимость – эмоциональное, сработанность – поведенческая интеграция, единство. Эмоциональный компонент взаимодействия и отношений сопровождает процесс познания (оценивания) другой личности, меняя его в соответствии с тем, какие эмоциональные состояния сопровождают этот – процесс. Они могут различаться по знаку субъективных переживаний, т.е. быть либо положительными, либо отрицательными, и иметь разную степень интенсивности субъективных переживаний.

При отсутствии эмоциональных отношений (симпатий – антипатий) взаимопонимание, в частности идентификация, должно иметь промежуточное значение, испытывая влияние других, т.е. неэмоциональных, факторов: время знакомства и совместной работы партнеров, автономность группы, субординационный и паритетный типы распределения функций типа лидер–ведомый. Следует, правда, признать за эмоциональным отношением ведущее значение в когнитивной идентификации. В адекватности межличностного понимания «удельный вес» эмоционального компонента меньше, чем в идентификации.

Поведение также может характеризовать степень идентификации. Это выражается в действиях, поступках партнеров (друзей, супругов), что особенно отчетливо проявляется при столкновении их с другими людьми, например в конфликтной ситуации. Любые негативные воздействия со стороны – «постороннего лица» А на одного из партнеров В передаются и отзываются в С, что может проявиться в агрессивном поведении С по отношению к «обидчику» А.

Удельный вес каждого компонента (КЭП) в структуре процесса и результата идентификации разный. Например, может существовать только эмоциональное отождествление между людьми при наличии объективных и субъективных (когнитивно-представленческих) различий между ними. Возможна только когнитивная (субъективная) идентификация, не сопровождающаяся эмоциональным отождествлением, сопереживанием. Эмоциональная идентификация без когнитивного отождествления характерна для дружеских отношений, особенно имеющих длительную историю (таковы «друзья детства»). Эмоциональная память, опыт прежних лет заставляют людей эмоционально отождествляться друг с другом.

В раннем возрасте все три компонента идентификации более слитны. Н.Н. Авдеева пишет по этому поводу «Идентификация имеет свой генезис, и на определенном этапе развития, при переходе от раннего к дошкольному детству, выступает как основной механизм сопереживания… психологическим содержанием сопереживания является идентификация себя субъектом с эмоциональными образами».

По мере взросления человека взаимозависимости между когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами усложняются. Если не происходит гармоничного развития всех трех компонентов, то идентификация протекает по когнитивному, либо эмоциональному, либо поведенческому типу. Чисто мыслительный тип личности отождествляется с другими только мысленно, в представлениях, без включения двух других моментов. Чисто коммуникативный тип личности отождествляется с другими только эмоционально, а чисто практический тип реагирует на другого поведенчески: действием, поступкам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия; 1) созидающие (способствуют развитию новых ...

Проблемы организации пространственно-предметного компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...

Карл Густав Юнг: аналитическая психология
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениям ...