Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 3

Сравнение – одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства – различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формирует целостность системы межличностных отношений. Здесь включается эмоциональный компонент гармоничности, естественности связи, смысл которой в чувстве «мы», а не «я и другие» или «мы и они».

Естественно, что идентификация – феномен, который существует только в сознании одного индивида, пары людей или совокупного субъекта (группы, общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют сложные зависимости. В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного (представляемого) сходства, тождества личностей:

а) объективное и субъективное сходство;

б) объективное сходство и субъективное различие;

в) объективное различие и субъективное сходство;

г) объективное и субъективное различие.

Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.

Интересным представляется феномен, выявляемый в психиатрической практике: «здорового человека раздражает подчеркивание ими своей «непохожести» на других людей». Причем отрицание сходства с другими людьми, которое наиболее выпукло и часто проявляется у истеричных лиц и у невротиков, характеризует одну из тенденций человека.

Другая тенденция, в большей или меньшей мере уравновешенная с первой, характеризует потребность личности быть похожей на подобных себе. «Невротический эгоцентризм, – пишет А. Кемпински, – в основном можно рассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека, а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать. Эгоцентризм можно рассматривать как выражение факта центрального плана отношений. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия и внешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; таким образом эта система становится центральным пунктом своего мира, так как особенным образом упорядочивает этот мир».

И если у животного, даже высокоорганизованного, дифференциация неосознанна, то у человека она может регулироваться в раннем онтогенезе воспитанием, в период созревания личности – самовоспитанием. Вступая в контакт с другими людьми, человек обязательно отождествляет себя с ними в большей или меньшей степени; без этого немыслимы общение и выработка средств взаимопонимания (языка в широком смысле слова). Если в раннем возрасте «яканье» как признак становления личности характеризует «нормальный» эгоцентризм, то у взрослого человека оно может быть признаком невротизации личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Особенности творческой личности современного студента
Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления мол ...

Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: 1) человек является единым, самосогласующимся и целостным; 2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превос ...

Ощущение
Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и в ...