Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 2

Единомыслие, общность точек зрения, единодушие – все это характеризует в итоге равновесие в системе взаимоотношений люден и демонстрирует ее оптимальную саморегулируемость. Саморегулируемость же партнеров и групп возможна на базе адекватного межличностного понимания. Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целого ряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости» личностных качеств познающих друг друга людей, характер межличностных отношений (в том числе субординационных и паритетных).

Между параметрами длительности, близости и адекватностью понимания существует U-образная криволинейная (непараметрическая) зависимость. Для более правильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некоторое оптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточность одного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информации друг о друге. Возможность же совершать поступки, активное поведение дает более точную, полную и глубокую информацию о «психологическом портрете» партнеров по общению и совместной работе. Вместе с тем длительное и близкое доверительное знакомство, устойчивые отношения могут искажать точность взаимопонимания в сторону переоценок положительных качеств личности. В силу этого полнота (как широта характеристики) и глубина (как определение сущности личности) также утрачивают адекватность.

Самооценка и оценка значимо и положительно связаны по таким свойствам личности, как темперамент, эмоциональность, по организаторским и психомоторным способностям. В целом адекватная ситуациям самоорганизованность усиливает положительную связь самооценок и оценок, даваемых другим людям. Наоборот, слабая самоорганизованность личности приводит к «утрате» связей внутренне-внешних оценок себя и других людей. Интраверты, в отличие от экстравертов, при большей адекватности самопонимания (совпадение, корреляция самооценок и оценок, даваемых другими людьми) склонны занижать самооценку. Экстраверты же менее адекватно оценивают себя и при этом завышают самооценку по сравнению с «объективными» оценками других.

Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях, общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойства личности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждой конкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной, территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируют престижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями в отношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешние данные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных» для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки той или иной личности.

Межличностные отношения характеризуются не одним только параметром адекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но и идентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другой личностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный». Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов и образов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Физиологический подход к изучению человека
В рамках физиологического подхода человек рассматривается как индивид. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. В данном случае по ...

Нарушения в развитии личности и поведении подростка.
Само слово «злоупотребление» означает, что это «употребление во зло», то есть причиняющее вред. Частые приемы больших количеств спиртного сказываются и на здоровье пьющего подростка, и на его физическом и психическом развитии, и на его уч ...

Счастье – в нестяжании богатства и власти.
Понятие «счастье» в русской психологии и ментальности не связано с обладанием властью и материальности народа. В сказке «Скорый гонец» (Афанасьев, 1992 б. С. 158) два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело – п ...