Единомыслие, общность точек зрения, единодушие – все это характеризует в итоге равновесие в системе взаимоотношений люден и демонстрирует ее оптимальную саморегулируемость. Саморегулируемость же партнеров и групп возможна на базе адекватного межличностного понимания. Адекватность взаимопонимания (по точности, полноте, глубине) зависит от целого ряда факторов, среди которых – степень «проявляемости» и «наблюдаемости» личностных качеств познающих друг друга людей, характер межличностных отношений (в том числе субординационных и паритетных).
Между параметрами длительности, близости и адекватностью понимания существует U-образная криволинейная (непараметрическая) зависимость. Для более правильного, точного понимания людьми друг друга необходимы некоторое оптимальное время и теснота знакомства (взаимной зависимости). Недостаточность одного или другого ограничивает получение и раскрытие необходимой информации друг о друге. Возможность же совершать поступки, активное поведение дает более точную, полную и глубокую информацию о «психологическом портрете» партнеров по общению и совместной работе. Вместе с тем длительное и близкое доверительное знакомство, устойчивые отношения могут искажать точность взаимопонимания в сторону переоценок положительных качеств личности. В силу этого полнота (как широта характеристики) и глубина (как определение сущности личности) также утрачивают адекватность.
Самооценка и оценка значимо и положительно связаны по таким свойствам личности, как темперамент, эмоциональность, по организаторским и психомоторным способностям. В целом адекватная ситуациям самоорганизованность усиливает положительную связь самооценок и оценок, даваемых другим людям. Наоборот, слабая самоорганизованность личности приводит к «утрате» связей внутренне-внешних оценок себя и других людей. Интраверты, в отличие от экстравертов, при большей адекватности самопонимания (совпадение, корреляция самооценок и оценок, даваемых другими людьми) склонны занижать самооценку. Экстраверты же менее адекватно оценивают себя и при этом завышают самооценку по сравнению с «объективными» оценками других.
Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях, общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойства личности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждой конкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной, территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируют престижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями в отношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешние данные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных» для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки той или иной личности.
Межличностные отношения характеризуются не одним только параметром адекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но и идентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другой личностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный». Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов и образов.
Другие материалы:
Имплозивные техники.
Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение ...
Проектирование пространственно-предметного компонента развивающей
образовательной среды
Организации пространственно-предметного компонента образовательной среды уделялось внимание ещё в «Великой дидактике» Коменского. Причём, пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась им, прежде всего, с точки зрения ...
Структура понятия самооценки.
Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Родже ...
Главные разделы