Дифферециальный диагноз

Другая психология » Симптомы шизофрении » Дифферециальный диагноз

Страница 1

Основой построения диагноза шизофрении и отграничения ее от других психических заболеваний у взрослого человека - является специфическая для нее симптоматика - собственно шизофренические негативные или дефицитарные расстройства в виде эмоциональной тупости, атактического мышления, абулии с парабулией. Всесторонний анализ проявления психических болезней показывает, что атактическое мышление и эмоциональная тупость с неадекватностью, столь свойственные шизофрении, ни при каких других заболеваниях не встречаются. Даже начальные неврозоподобные синдромы при шизофрении выявляются на фоне специфического ослабления эмоционального фона больных, нарастающего ослабления их чувств, хотя еще и мало выраженных. То же можно сказать и о появлении в это время мыслительных расстройств атактического типа. Развернутые же психотические синдромы при шизофрении обычно «пронизаны» этими специфически шизофреническими расстройствами.

Наибольшие диагностические трудности возникают при отграничении кататонической и особенно параноидной формы шизофрении от соответствующих форм инфекционных, соматогенных, токсических, травматических и др. экзогенных психозов в период их хронизации. Кроме характерных для этих психозов анамнеза, соматических и неврологических расстройств, следует иметь в виду и психопатологические особенности формообразующей симптоматики. Так, при параноидных синдромах экзогенных психозов, обычно налицо яркая и адекватная эмоциональная реакция на галлюцинаторные и бредовые явления, а так же адекватное этим продуктивным и эмоциональным расстройствам поведение. При шизофрении нет единства идеаторных, эмоциональных, волевых проявлений в рамках потока сознания. Больным параноидной формой шизофрении не свойственна астения, столь характерная для соответствующих синдромов экзогенных психозов.

Недостаточен для обоснования шизофрении и факт прогредиентности заболевания без учета характера этой прогредиентности. Для шизофренического распада психики (в отличие от грубо органического ослабоумливания) характерно не ослабление основных форм познавательной деятельности (памяти и интеллекта), а, напротив, относительная их сохранность при невозможности их утилизации в приспособительном плане к окружающему из-за отсутствия внутреннего единства мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, т.е. из-за диссоциации психических функций.

В частности: параноидную шизофрению следует дифференцировать с реактивными параноидами, если приступу предшествовала психическая травма. При реактивных параноидах симптоматика может редуцироваться при разрешении психотравмирующей ситуации. Острая полиморфная шизофрения может иметь по своей клинике много общего с интоксикационными и инфекционными психозами. Окончательный диагноз обычно выясняется в процессе длительного наблюдения. Фебрильную шизофрению следует отличать от острого злокачественного нейролептического синдрома. Шизоаффективные психозы бывают трудноотличимы от МДП.

В целом, дифференциальный диагноз шизофрении от других психических заболеваний основывается на выявлении собственно шизофренической симптоматики и специфического характера ослабоумливания по типу диссоциации психических функций в рамках хронического психического заболевания, что определяется комплексно с учётом данных экслерементально-психологического исследования.

Лечение практически всегда является комплексным, длительным и подбирается относительно индивидуально. В целом, лечение складывается из биологической терапии (психотропные лекарственные средства, шоковые, эфферентные методы и др.), психотерапии и специальных мер и методов, направленных на социальную адаптацию больного (комплекс этих мер называется реабилитацией). Начинать лечение нужно как можно раньше, проводить его "активными" методами с учетом синдромальной клинической картины, типа течения, стадии заболевания и возраста больного.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Речь
Явлениям речи и общения в учебниках по психологии до сих пор не найдено обоснованного места. Многие годы тема «Речь» излагалась в системе познавательных процессов вслед за темой «Мышление». Такая логика ставила речь в зависимость от мышле ...

Нейронные и физико-химические теории памяти
Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации. Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения ос ...

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...