Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Другая психология » Роль взаимопонимания в межличностных отношениях

Страница 1

Взаимопонимание или взаимное непонимание – один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношении. В качестве причины самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов, разводов, распадов отношений чаще всего опрошенные называют взаимонепонимание–более 80% случаев. Напротив, добрые отношения характеризуются пониманием «с полувзгляда, с полуслова». Существенная характеристика взаимопонимания – его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности (общительность, например, легче всего наблюдаемое свойство личности).

Считается, что адекватное понимание человека человеком не требует слишком длительного или близкого знакомства. И это положение вполне оправдано тем, что первое впечатление в меньшей мере подвержено «давлению эмоционального опыта отношений». Существенным моментом в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, является мнение, оценка других более и менее значимых людей, групп, авторитетных лиц. Даже искажающие восприятие обстоятельства меньше проявляются на супругах. Иначе говоря, константность их восприятия друг друга более устойчивая, чем у лиц малознакомых.

Прежде, чем испытать симпатию–антипатию, включиться в общение, человек осознанно или неосознанно познает другую личность. При осознанном познавании достигаются большая ясность и определенность восприятия и понимания. Но не все может быть осознано, многое скрыто слабо сознаваемым конкретно-чувственным ощущением одной личностью–другой. Если на уровне восприятия и понимания одного человека другим осмысленность (точность, полнота и глубина) является ведущим моментом, то на уровне межличностных ощущений «срабатывает» механизм чувственного восприятия–неприятия.

Взаимопонимание–когнитивный процесс, с помощью которого в общем виде устанавливаются связи между явлениями. Важный момент взаимопонимания – «согласие». Согласие – несогласие, как известно, есть основной регулятор общения, взаимодействия. Без согласия партнеров, даже внешнего и поверхностного, невозможно их функционирование как единого целого. Между взаимопониманием и согласием существуют более сложные зависимости, чем это может показаться. Адекватное, полное и глубокое взаимопонимание не всегда сопровождается согласием. Если во взаимопонимании доминирует когнитивный процесс, то во взаимном согласии – эмоциональный и поведенческий. Причем когнитивный процесс обеспечивает точность (соответствие), полноту охвата внешне-внутренних психологических характеристик и глубину раскрытия личности. По мере увеличения точности, полноты и глубины в межличностном понимании. больше включаются эмоциональный и регулятивный компоненты. И этот процесс завершается согласием или несогласием по поводу не только взаимопонимания, но и тактики, стратегии поведения по отношению друг к другу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Анализ теории сновидений З. Фрейда
В работе «Толкование сновидений» Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания б ...

Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...

Аффективные нарушения. Особенности эмоционального развития
В младенческом возрасте наблюдается задержка сроков появления первой улыбки. Отсутствуют положительные эмоции в ответ на улыбку взрослого, ласковый разговор. Ребенок улыбается, как правило, при виде неодушевленного предмета. «Комплекс ожи ...