Теории изучения памяти в психологии

Страница 1

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, но в настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти.

По представлению древних греков богиня памяти - Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда науки искусств. 'Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком '(Ч.Айтматов.).

Выделяют следующие теории памяти.

1. Психологические: а) Ассоциативная теория б) бихевиористическая в) гештальт - теория г) смысловая

2. Физиологическая теория

3. Физическая теория

4. Биохимическая теория.

История изучения памяти в психологии неразрывно связана с общей историей психологии и отражает основные этапы ее развития. Родоначальником научной психологии памяти является Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии Основным предметом исследования было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций в процессе запоминания при отсутствии осмысленного содержания. Важным вкладом в науку была разработка Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти

У бихевиористов (Э. Торндайк. Э. Толмен) в исследованиях произвольной памяти в качестве центральной проблемы выступает проблема заучивания наизусть, о влиянии повторений на успешность заучивания, о зависимости продуктивности запоминания от различного рода установок и мотивов.

Представители гештальт-психологии в качестве ведущего условия запоминания рассматривали целостное образование – гештальт, структуру материала. Поэтому, для запоминания бессмысленного материала необходимо дополнительное условие – намерение субъекта (интенция) Однако, они упустили из виду наиболее важную сторону процесса построение образа – деятельность человека.

Концепция, выдвинутая А. Бине. и К. Бюллером, в начале XX века, выдвигает на передний план смысловое содержание запоминания и воспроизведения материала, получила название смысловой теории памяти.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychophysiology/7.html - p1#p1Теория Д. Хебба.

Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В 40-е гг. он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу, кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов — синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению — "повторяющейся реверберацией возбуждения") замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Достоинство этой теории в том, что она толкует память не как статическую запись или продукт изменений в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений.

Современные подходы к изучению физиологических механизмов памяти в значительной степени связаны с развитием изложенных выше идей Д. Хебба.

Согласно Анохину П.К. в основе памяти лежит замкнутое рефлекторное кольцо. Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды
Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессион ...

Классификация видов памяти
1. По особенностям запоминаемого материала: - моторная, - эмоциональная, - образная, - словесно-логическая. 2. По продолжительности сохранения следов: - мгновенная (иконическая), - кратковременная, - оперативная, - долговременная ...

Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процес ...