Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Страница 4

Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной нации, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежна должен существовать феномен «они», т.е. другая нация, не похожая, отличающаяся от нас существенна, зримо, выпукла, а потому остающаяся загадочной, непонятной и, следовательно, являющаяся источником всяческих неожиданностей, опасностей. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».

Феномен «они», точно также как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, противопоставление одной нации другой рано или поздно угаснет.

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов — рады. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в тоже время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли: оценки «мы — они», именно в ту самобытную эпоху закладывались устойчивые взгляды на характер отношений между будущими нациями.

В ХХ в специальные исследования показали, что индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивна. Этот феномен получил название ингруппового фаворитизма.

Ингрупповой фаворитизм также, как и обратная его сторона, групповая враждебность, является следствием особенностей социальной жизни в обществе.

Функцию межгрупповой дифференциации (деления на «мы» и «они»), выполняют атрибутивные процессы, проявляющиеся в ходе познания людей друг другом. Под атрибуцией в широком смысле слова обычно понимается приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в ходе непосредственного восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, получаемая в процессе наблюдения и познания недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в дополнительном «достраивании».

На уровне межгрупповых отношений проявляются два основных вида атрибутивных процессов.

Во-первых, это каузальная атрибуция, представляющая собой интерпретацию человеком в процессе межличностного восприятия причин поведения и мотивов деятельности других людей в зависимости от их групповой принадлежности. Исследование ее психологами показало:

- люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений и стремятся выяснить причины их поведения;

- поскольку информация, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов о других людях, наблюдатель находит вероятные причины их поведения и приписывает их этим людям;

- такая причинная интерпретация существенно влияет на отношения, действия и поступки самого наблюдателя.

Вторым атрибутивным процессом является стереотипизация, под которой понимается приписывание другим людям качеств, обусловленных их групповой принадлежностью. В этом случае достраивается образ наблюдаемых людей, субъективно дополняются или дописываются их личностные черты и характеристики. Стереотипизация вместе с тем — это упрощенное, схематизированное, иногда близкое к истинному, иногда искаженное представление о других людях. Ее основное назначение — максимизировать воспринимаемые различия между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы (независимо от того, своя она или «чужая»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимани ...

Фактор физического Я-образа, влияющий на становление самооценки.
Анализ литературы показывает, что у физически неполноценных людей отмечаются существенные проблемы в сфере межлич­ностного восприятия и общения, а также трудности самоприня­тия. А. Стункарт и М. Мендельсон на основе интервьюирова­ния 94 ч ...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...