Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Страница 5

Восприятие людей других групп зависит также от того, как мы их «классифицируем». Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются по их принадлежности к той или иной группе, социально- экономическому классу или по их демографическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.п

Понятие социальной категоризации широко применяется в теориях общественных отношений, которые изучают отражение в сознании членов различных групп системы свойственных для них межгрупповых диспозиций. Суть категоризации состоит в обеспечении индивидов системой ориентации в окружающем мире, определении их места в обществе: информация о других людях или группах, полученная органами чувств, соотносится с конкретными категориями или понятиями, после чего она становится предметной. «Сырой» материал всего увиденного и услышанного обретает свои контуры благодаря подведению под другую категорию. Например, в нашем случае «они чужие, значит плохие».

Функционирование феноменов «мы» и «они» есть результат проявления не только атрибутивных процессов, но и феномена психологической защиты нации.

Психологическая защита — совокупность проявления бессознательных и сознательных, регулируемых спонтанно механизмов устранения из национального сознания состояний тревоги и напряженности, неприятных, травмирующих переживаний, эмоций и чувств, а также любого внутреннего дискомфорта, связанного с общением и взаимодействием с представителями других наций.

Психологическая защита действует как спонтанно (неосознанно), так и может использоваться специально (осознанно) в чьих - либо интересах. Психологическая защита осуществляется в различных формах. Так, одна из них, носящая название противоположной реакции, представляет собой процесс формирования негативного отношения к представителям той или иной нации на основе первичного бессознательного, эмоционального отвержения какой-либо идеи, кажущейся неприемлемой, больно затрагивающей самолюбие, которая при бесстрастном рациональном восприятии не должна была бы отбрасываться. В результате противоположной реакции нередко формируются отношения представителей того или иного народа, полностью противоположные вытесненным в бессознательное и вызывающие взаимный дискомфорт или даже обиды. Так, в сознании наших людей сформировалось мнение, что с чеченским сепаратизмом можно покончить только военными средствами. Другая форма психологической защиты, получившая название психологического вытеснения, состоит в активном но сознательном устранении из сферы сознательного представителей тех или "иных наций и переводе в область бессознательного, например, для них мыслей, воспоминаний, переживаний, Это позволяет как бы обойти, избежать или локализовать, конфликт между сознательным и бессознательным, вызванный какими-либо ранее имевшими место фактами национального унижения или оскорбления, при ослаблении действия этого механизма в психике представителя конкретной нации все, что подверглось вытеснению из сферы бессознательного, тем не менее способно прорываться в область сознательного в форме резкого изменения отношения к чему-то, кому-то на противоположное. Нужно принимать во внимание и проявление такой формы защиты нации, как психологический смысловой барьер. Эта форма представляет собой взаимное непонимание, возникающее между людьми, т.к. одно и то же явление имеет для них различное смысловое значение и неоднозначное толкование в силу принадлежности к разным национальным культурам, проповедующих совершенно непохожие формы поведения, мимику и жесты.

Таким образом, каждый народ и его культура уникальны, и при их взаимодействии есть элементы несовпадений, различий, которые на уровне непосредственного общения могут выступать как смысловые барьеры. Существует и такая форма психологической защиты, как психологическая проекция, заключающаяся в сознательном или бессознательном перенесении представителями той или иной нации собственных свойств, состояний, переживаний на других людей. Проекция может быть творческой, созидательной, а может быть и деструктивной, принимая вид: или бессознательной попытки в критической ситуации найти «козла отпущения», или интерпретации ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта, или бессознательного приписывания представителям других наций собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий. Проекция может проявляться и в виде бессознательных попыток представителей той или иной нации избавиться от навязчивой идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других этнических общностей в каких-то грехах. Экспериментальные исследования показывают, что если какая-то группа людей, состоящая из большинства представителей одной нации и представителей меньшинства других, попадает в сложную, критическую, неопределенную, изматывающую ситуацию, из которой можно выйти путем собственной активности, но это не удается, то бессознательно поиск виновных идет нередко по пути обвинения национального меньшинства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Против пьянства и вредных привычек
Критика оправдания пьянства и дурных привычек, оказывающих отрицательное воздействие минимум на близких и членов семьи. "Береги честь смолоду", - гласит одна из русских поговорок. Растущее пристрастие к выпивке и пьянству, особ ...

Краткая биография Л.С. Выготского
Выготский Лев Семенович (1896-1934) - выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии росс ...

Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда
Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены З.Фрейдом (1856-1939) [26]. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием лич ...