Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Страница 2

Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык.

Национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Она цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.

Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет придать их культуре и всей жизни специфическое звучание и самовыражение.

Уровень этнической самооценки предопределяет реакции человека по отношению как к своему, так и другим этносам.

Негативно сказываются крайние уровни самооценок — как заниженная, так и завышенная. Опасность первой заключается в том, что личность с заниженной национальной самооценкой остается инертной, пассивной, не стремится изменить создавшееся положение и смиряется с ним, становясь безмолвным орудием в руках нечистоплотных людей.

Не менее, если не более, опасна для межэтнических контактов и завышенная национальная самооценка и особенно для тех людей, кто догматически верит в ее непогрешимость. Такая оценка естественно детерминирует соответствующее поведение по отношению к другим людям.

Высокая адекватная самооценка — естественное состояние подавляющего большинства этнических групп и их представителей. Ни нация, ни личность как выразитель этнического самосознания никогда не смирятся с принижением или тем более с пренебрежением их значимости и будут всеми возможными средствами добиваться попранной справедливости.

В социально-психологическом плане уровень самооценки и самоуважения у конкретных людей прямо пропорционально связан с чувством национального достоинства. С

одной стороны, чем выше человек принимает и ценит в себе значимость собственной личности, чем дольше ощущает он свое единство с народом (каким бы малым и незначительным этот народ не казался представителям других этносов); тем выше поднимает на планке значимости и уровень национального достоинства. С другой стороны, чем более развито в нации в целом чувство своего достоинства (независимо в историческом, культурном или иных планах), тем чаще индивид переносит эту значимость на уровень своего самоуважения. Не случайно многие выдающиеся представители конкретных национальностей становятся своего рода выразителями характера и интересов своего народа, «заражают» своим отношением к собственной нации многих «соплеменников».

Чувство национального достоинства — это внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок. Его составляющими в первую очередь являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; трепетное отношение к положительным обычаям и традициям: любовь к род- ному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой, почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование величайшего уважения к их авторам и т.д. и т.п.

Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость выражается в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры; готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и представителям. Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Методический инструментарий разрешения конфликта классным руководителем
Каждое конкретное действие педагога или некоторая их совокупность оказывают определенное влияние на ученика. Вслед за Э.Ш.Натанзон можно выделить три класса приемов педагогического воздействия; 1) созидающие (способствуют развитию новых ...

Содержание работы руководителя и эффективный стиль руководства
Содержание работы руководителя Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом). Руководитель должен иметь: широкое общее представление о положении дел за пределами с ...

Патологические семейные треугольники
В семейной терапии существует несколько объяснений поведенческих расстройств, среди них не последнее место занимают патологические треугольники. Наиболее ясно это выглядит в теории Боуэна. Он объяснил, как, когда два человека конфликтуют, ...