Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Страница 1

Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Оно может выражать интересы как отдельной группы, этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку он служит средством его выражения и формирования.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о:

- своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

- национальных ценностях и интересах;

- истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развитии о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Национальное самосознание специфически проявляется в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями всегда существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие, предполагающая терпимость к существующим между ними различиям. Если же контакты между народами не затрагивали их жизненных интересов, эти народы могли быть индифферентны другу к другу. Иное дело, когда они длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.

При анализе истоков проявления национального самосознания часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем, подобные искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально- психологических и иных изменений в стране. Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.

В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие их исторического развития и культуры. Национальные ценности выступают в роли социальных и психологических регуляторов поведения людей одной этнической принадлежности. Например, скромность, коллективизм, стремление к равенству, терпеливость русских и представителей многих других народов всегда выступали важнейшими показателями их духовного богатства, способствовали высокой оценке их ценностно-ориентационного потенциала.

Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Бихевиоральная школа психологии.
Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются ...

Психологические знания Авиценны
Ибн Сина – лат. Авиценна (980–1037), врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Староста и Глава». Ибн Синой написаны многочисленные труды по разным отраслям знаний: ...

Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Система реабилитации и реадаптации в Вооруженных силах РФ базируется на двух основных подходах: 1. В первом случае, реабилитация и реадаптация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым п ...