Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Другая психология » Современные теории антропологической психологии » Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований

Страница 3

Патриотизм (греч. patris родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов.

В то же время гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению идей национализма и шовинизма. Национализм — идеология, социальная практика и политика в основе которых лежит идея превосходства одних «высших» наций над другими — «низшими», «неполноценными».

Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике ан зачастую сочетается с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм Шовинисты осознанно или неосознанно проводят в жизнь известную социально-психологическую закономерность, согласно которой любая афишируемая «враждебность» другого этноса, обвинение его в захватнической политике, образ агрессора, притеснителя будут неизбежно порождать консолидацию этноса- «жертвы» по ряду причин:

- «образ притеснителя» вызывает ответную солидарную враждебность представителей этноса — объекта угрозы;

- «образ притеснителя» усиливает стремление к обороне собственных этнических границ и одновременно уменьшает возможность проникновений в этнос любых инакомыслящих «инородцев»;

- наличие «притеснителя», опасности проявления агрессии с его стороны в словах и действиях побуждают каждую личность более лояльно относиться к выполнению групповых норм, не давать повода для возможных претензий;

- в подобных условиях представители того или иного этноса начинают более осознанно подходить к своей этнической самоидентификации, искать корни своих поступков и действий в характеристиках своего народа;

- наличие «агрессора» дает возможность этносу и прежде всего его вождям и лидерам ужесточать требования к благонадежности членов, увеличивать число наказаний и репрессий по отношению к лицам, нарушающим этнические стандарты и нормы, допустившим предательство интересов и идеалов своего народа.

Попытки достигнуть увеличения сплоченности своего этноса посредством создания «образа притеснителя» характерны для некоторых современных политиков, и с этим надо считаться в социальной практике.

У любой нации всегда присутствуют «харизматические личности», вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надежды своего народа. То есть для того чтобы этнос развивался, эволюционировал и эффективно взаимодействовал с другими этносами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других умеющие предвидеть изменения в жизни и направлять жизнь людей адекватно этим изменениям. Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению.

Чтобы избежать напряженности и конфликтов каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отношения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совместную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонациональной среде. Эти отношения в то же время поддаются управлению и оптимизации. На основе последних вырабатываются и реализуются возможности предвидения и локализации негативных последствий и конфликтов, возникающих на почве каких-то неожиданно возникших противоречий между нациями. Все это приводит к интенсификации связей между ними.

Психологические предпосылки целостности нации

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает з ...

Философская созерцательность и метафизичность поступков.
Герои русских народных сказок (Иван-дурак, Емеля) и герои сказок гениальных выразителей народного духа (работник Балда в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде») достигают многого не суетной деловитостью, а созерцательным, му ...

Понимание человека в философии
С точки зрения М.К. Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Не существует в том смысле слова, что философия с самого начала была вынуждена ввести в понимание мира такие абстракции, которые в ма ...