Результаты, практические рекомендации

Страница 1

Полученные результаты исследования теории вопроса, анализа практического опыта показал, что проблема реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР – одна из самых сложно решаемых. Накоплено достаточно много практического материала, сделано большое количество научных исследований, обобщен опыт зарубежных армий, но этого оказывается недостаточно, для того, чтобы реабилитация и реадаптация была высокоэффетивной. Проанализировав научную литературу и описания практического опыта работы армейских воспитательных структур, мы обнаружили, что психологическая работа направлена, скорее, на преодоление последствий, симптомов, иногда причин ПТСР. Внимание психологи уделяют, в основном, прошлому военнослужащего. Этот подход не является эффективным. Более того, он может разрушить хрупкое равновесие, адаптацию военнослужащего к травме.

Наша гипотеза о том, что эффективная реабилитационная и реадаптационная система должна быть направлена на личностный рост военнослужащего подтвердилась. Поиски лекарства, «таблетки» от непонятной болезни, которая не является, в полной мере психической, но сильно мучит и беспокоит, не давая построить свою дальнейшую жизнь, усиление ПТСР с годами, должны лежать на трудных путях личностного роста – той работы, которую каждый должен сделать сам.

На основании данной работы мы можем сделать следующие практические рекомендации:

- начинать осуществлять реадаптационную и реабилитационную деятеьность в районе боевых действий, исходя не столько из боеготовности личного состава, сколько из соображений личностного роста и индивидуальности жизненного пути военнослужащего;

- занимать соответствующую этому положению профессиональную позицию;

- использовать в районе боевых действий весь доступный арсенал психологических средств;

- при работе в пункте психологической помощи и реабилитации использовать организационное влияние, учитывая, что основной язык армии – приказ и Устав;

- специально организовывать психологическую консультативную и коррекционную работу, заранее подготавливая место для работы, учитывая наиболее удобное время для военнослужащих, особенности проводимой программы;

- постоянно совершенствовать свои знания не только в области психологии, но в области управления, педагогики, медицины, так как это помогает организовать эффективную рациональную психотерапию и решить организационные вопросы работы;

- разрабатывать по мере возможности, индивидуальные программы реадаптации и реабилитации;

- прослеживать, по мере возможности, жизненные события военнослужащих с ПТСР, прошедших реабилитацию и реадаптацию;

- совершенствовать систему оценки эффективности психологической системы реабилитации и реадаптации, психологической работы.

Основными выводами нашей работы следует считать:

8. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у лиц, перенесших травмирующие события, чаще всего, в условиях боевых действий. ПТСР накладывает существенный отпечаток на психику военнослужащего, что приводит к укорочению жизненной перспективы, постоянную активизацию боевого стресса;

9. ПТСР влечет за собой личностные изменения, важнейшими проявлениями которых становятся агрессивность, возможны суицидальные тенденции, конфликтность, социальная дезадаптация, асоциальная направленность личности;

10. ПТСР является не только личной проблемой военнослужащего, но и общественным вопросом, так как, во многом, его проявления порождаются общественным мнением и отношением мирного населения к ведению боевых действий в зонах локальных конфликтов.

11. Основой для построения реабилитационной и реадаптационной работы в Вооруженных силах служит Концепция психологического обеспечения боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах, которая делает акцент восстановлении целевого психологического ресурса военнослужащего, представляющего собой возврат боевой готовности. В таком виде осуществляется противодействие ПТСР;

12. При реадаптации и реабилитации военнослужащему с ПТСР могут помочь консультативные формы работы психолога, групповая коррекция в различных видах, аутотренинг, саморегуляция. в нескольких случаях: если у военнослужащего обнаружены личностные расстройства; невротические симптомы; глубокая дезадаптация; суицидальные тенденции.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Развитие речи
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. ...

Последствия развода для бывших супругов
Окончание супружеских отношений – это не просто изменение семейного статуса человека, оно влечет за собой изменение всего уклада жизни – экономического, социального, сексуального. Оно отражается даже на таких его повседневных привычках ка ...

Основные методы психологии
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета – от того, что она изучает. Методы детской психологии – это ...