Результаты, практические рекомендации

Страница 1

Полученные результаты исследования теории вопроса, анализа практического опыта показал, что проблема реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР – одна из самых сложно решаемых. Накоплено достаточно много практического материала, сделано большое количество научных исследований, обобщен опыт зарубежных армий, но этого оказывается недостаточно, для того, чтобы реабилитация и реадаптация была высокоэффетивной. Проанализировав научную литературу и описания практического опыта работы армейских воспитательных структур, мы обнаружили, что психологическая работа направлена, скорее, на преодоление последствий, симптомов, иногда причин ПТСР. Внимание психологи уделяют, в основном, прошлому военнослужащего. Этот подход не является эффективным. Более того, он может разрушить хрупкое равновесие, адаптацию военнослужащего к травме.

Наша гипотеза о том, что эффективная реабилитационная и реадаптационная система должна быть направлена на личностный рост военнослужащего подтвердилась. Поиски лекарства, «таблетки» от непонятной болезни, которая не является, в полной мере психической, но сильно мучит и беспокоит, не давая построить свою дальнейшую жизнь, усиление ПТСР с годами, должны лежать на трудных путях личностного роста – той работы, которую каждый должен сделать сам.

На основании данной работы мы можем сделать следующие практические рекомендации:

- начинать осуществлять реадаптационную и реабилитационную деятеьность в районе боевых действий, исходя не столько из боеготовности личного состава, сколько из соображений личностного роста и индивидуальности жизненного пути военнослужащего;

- занимать соответствующую этому положению профессиональную позицию;

- использовать в районе боевых действий весь доступный арсенал психологических средств;

- при работе в пункте психологической помощи и реабилитации использовать организационное влияние, учитывая, что основной язык армии – приказ и Устав;

- специально организовывать психологическую консультативную и коррекционную работу, заранее подготавливая место для работы, учитывая наиболее удобное время для военнослужащих, особенности проводимой программы;

- постоянно совершенствовать свои знания не только в области психологии, но в области управления, педагогики, медицины, так как это помогает организовать эффективную рациональную психотерапию и решить организационные вопросы работы;

- разрабатывать по мере возможности, индивидуальные программы реадаптации и реабилитации;

- прослеживать, по мере возможности, жизненные события военнослужащих с ПТСР, прошедших реабилитацию и реадаптацию;

- совершенствовать систему оценки эффективности психологической системы реабилитации и реадаптации, психологической работы.

Основными выводами нашей работы следует считать:

8. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у лиц, перенесших травмирующие события, чаще всего, в условиях боевых действий. ПТСР накладывает существенный отпечаток на психику военнослужащего, что приводит к укорочению жизненной перспективы, постоянную активизацию боевого стресса;

9. ПТСР влечет за собой личностные изменения, важнейшими проявлениями которых становятся агрессивность, возможны суицидальные тенденции, конфликтность, социальная дезадаптация, асоциальная направленность личности;

10. ПТСР является не только личной проблемой военнослужащего, но и общественным вопросом, так как, во многом, его проявления порождаются общественным мнением и отношением мирного населения к ведению боевых действий в зонах локальных конфликтов.

11. Основой для построения реабилитационной и реадаптационной работы в Вооруженных силах служит Концепция психологического обеспечения боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах, которая делает акцент восстановлении целевого психологического ресурса военнослужащего, представляющего собой возврат боевой готовности. В таком виде осуществляется противодействие ПТСР;

12. При реадаптации и реабилитации военнослужащему с ПТСР могут помочь консультативные формы работы психолога, групповая коррекция в различных видах, аутотренинг, саморегуляция. в нескольких случаях: если у военнослужащего обнаружены личностные расстройства; невротические симптомы; глубокая дезадаптация; суицидальные тенденции.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с ...

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Кто они, подростки
Приходится наблюдать, как разговорчивый, искренний, готовый поделиться мыслями ребенок вдруг становится резким, раздражительным, а порой и грубым. Происходит это обычно с 10-15 летними детьми. Меняется не только их поведение, но и внешнос ...