Сказки - для ума и души закваски.

Страница 1

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки. Талантливые и популярные художники слова в народной среде обыкновенно собирали самых разнообразных слушателей- от стариков до маленьких детей. Особенности их искусства заключалась в том, сто оно привлекало всех, независимо от возраста. До нас дошли только те сказки, которые выдержали испытание временем в силу своих высоких художественных качеств. Русские писатели с присущим им мастерством образно им живо рассказывают, кА под влиянием русских сказок, воплотивших в себе народную мудрость, в их детском сознании складывались обобщенные представления о справедливости, о добре и зле, о прекрасном и безобразном. К.Д. Ушинский подчеркивал не только художественную, но и воспитательную ценность сказок. К.И. Чуковский говорит, что ребенок, лишенный сказки, сам создает сказочные, фантастические образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов. Народные художники, создавшие сказки для детей, с удивительным педагогическим тактом умели учитывать запросы и особенности своих маленьких слушателей. Художественные приемы народной сказки рассчитаны на детскую аудиторию. Они вызывают интерес детей к сказке помогают им осмыслить её идейное содержание. Сказки отличаются лаконичностью изложения. С первых слов сказка вводит слушателей в ход событий и тем самым заставляет их сосредоточиться, слушать внимательно.

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки или заставки (см. прилож. №). Присказка, как правило, несвязанна с содержанием сказки. Вот пример присказки: «Из-за лесу с крутых гор едет дедушка Егор. Сам на кобылке, жена на коровке, дети на телятках, внуки на щенятках. Съехали с гор, развели костер, кушают кашку, слушают сказку». Необычность, юмористический характер такого вступления сразу привлекает внимание детской аудитории, а в дальнейшем оно поддерживается уже фабулой сказки. Встречающиеся в народной сказки концовки, вроде « сейчас они в этой избушке живут , нас с тобой в гости ждут», то же играют свою роль. Они как бы помогают слушателям примериться с тем, что интересная сказка кончена (см. прилож. № ). Присказки и концовки не являются непременной принадлежностью всех сказок для детей, тем не менее они свидетельствуют о мудрости и чуткости народных педагогов, тонко учитывающих психологию маленького ребенка. Присказки, зачины и концовки составляют обрамление сказок.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило ,каждой из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так, колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто а тереме живет?»

Подобное построение сказок облегчает слушателям восприятие их. Часто встречающиеся в сказках диалоги, живой язык, острый юмор отдельных эпизодов так же составляют их большую художественную ценность. В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описание природы или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой- герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты- «море синее», «лес дремучий» и так далее.

Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.

Народная сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности»- путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои, являющиеся выразителями идеи представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, сто герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера- добротой, трусостью, смелостью- и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих слушателей.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Концептуальная модель Семёнова И.Н.
Рассмотрев предмет и методологию рефлексивного подхода в целом, необходимо перейти к более конкретному рассмотрению рефлексивного компонента в школе Семёнова И.Н. В результате теоретико-экспериментальных исследований в 1971-1991 гг. откр ...

Понятие самопрезентации
Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. В педагогических, ...

Смена представлений о внутреннем мире, душе в донаучной психологии
Первые психологические теории появились на рубеже VII-VI вв. до н.э. Они разрабатывались учеными, принадлежавшими к известным философским школам того времени - милетской и эгейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, ч ...