Вывод

Обобщив теоретические положения и практические рекомендации, можно сделать вывод, что семейная психотерапия направлена прежде всего на:

1) Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е.: увеличение открытости коммуникации.

2) Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникации.

3) Разрушение внутрисемейных стереотипов, создавших неблагополучие в отношениях.

4) Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена.

5) Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

6) Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.

7) Повышение сенситивности родителей к ребенку.

8) Возможность семьи открыто выражать гамму чувств.

На основании проанализированных данных мы отметили следующие общие положения в организации и проведении семейной психотерапии:

1) Изучение ресурсов семьи при помощи психологической диагностики; сбор анамнеза семьи "глазами всех ее членов".

2) Установление желаемого состояния в процессе психотерапевтической беседы.

3) Психотерапевтическая работа - организация психологического воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни.

4) Закрепляющие действия терапевта, направлены на поддержание новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной терапии.

В процессе семейной терапии психотерапевт:

1) направляет свои усилия на установление доверительных отношений с членами семьи;

2) главная задача терапевта - высвобождение потенциальных возможностей, которые имеются у членов семьи;

3) создает помогающие отношения (суть таких отношений базируется на конгруэнтности терапевта, эмпатии, принятии семьи такой, какая она есть - "триада Роджерса").

4) акцентирует внимание на чувствах семьи по отношению друг к другу;

5) привлекает всю семью к участию в обсуждении семейных проблем;

6) стимулирует высказывание членами семьи своих переживаний, тревог, опасений - "здесь и теперь".

К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения, сексологические, психологические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятельность: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов), в воспитании детей (консультации и центры для родителей), семейная профилактика, семейная психологическая помощь неблагополучным семьям, консультирование по вопросам семьи и брака и т.д. Осуществляется поиск взаимосвязи и путей взаимодействия между всеми этими многочисленными формами. На помощь семье приходят специалисты различных профилей: сексологи, психологи, психиатры, педагоги.

Другие материалы:

Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей
Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зи ...

Драматизация сказок дошкольниками
Завершающим этапом работы со сказкой является из драматизация. При этом я рассматриваю драматизацию как один из видов театрализованной ( театрально- игровой) деятельности детей дошкольного возраста, целью которой является раскрепощение ка ...

Влияние членов семьи на становление самооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь ...