Обобщив теоретические положения и практические рекомендации, можно сделать вывод, что семейная психотерапия направлена прежде всего на:
1) Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т.е.: увеличение открытости коммуникации.
2) Закрепление новых способов общения в семье, что означает осознание и свободное принятие новых разнообразных способов взаимодействия, возможностей изменения своего поведения, свободный выбор разных способов коммуникации.
3) Разрушение внутрисемейных стереотипов, создавших неблагополучие в отношениях.
4) Осознание членами семьи ролей, которые они играют, их закрепление или замена.
5) Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
6) Понимание семьей своего единства, взаимозависимости.
7) Повышение сенситивности родителей к ребенку.
8) Возможность семьи открыто выражать гамму чувств.
На основании проанализированных данных мы отметили следующие общие положения в организации и проведении семейной психотерапии:
1) Изучение ресурсов семьи при помощи психологической диагностики; сбор анамнеза семьи "глазами всех ее членов".
2) Установление желаемого состояния в процессе психотерапевтической беседы.
3) Психотерапевтическая работа - организация психологического воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желаемых изменений в их жизни.
4) Закрепляющие действия терапевта, направлены на поддержание новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной терапии.
В процессе семейной терапии психотерапевт:
1) направляет свои усилия на установление доверительных отношений с членами семьи;
2) главная задача терапевта - высвобождение потенциальных возможностей, которые имеются у членов семьи;
3) создает помогающие отношения (суть таких отношений базируется на конгруэнтности терапевта, эмпатии, принятии семьи такой, какая она есть - "триада Роджерса").
4) акцентирует внимание на чувствах семьи по отношению друг к другу;
5) привлекает всю семью к участию в обсуждении семейных проблем;
6) стимулирует высказывание членами семьи своих переживаний, тревог, опасений - "здесь и теперь".
К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения, сексологические, психологические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятельность: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов), в воспитании детей (консультации и центры для родителей), семейная профилактика, семейная психологическая помощь неблагополучным семьям, консультирование по вопросам семьи и брака и т.д. Осуществляется поиск взаимосвязи и путей взаимодействия между всеми этими многочисленными формами. На помощь семье приходят специалисты различных профилей: сексологи, психологи, психиатры, педагоги.
Другие материалы:
Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процес ...
История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.).
Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в труд ...
Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо приго ...
Главные разделы