Среди накопленных к настоящему моменту данных по этой проблеме можно отметить следующее.
Связь самооценки обнаруживается практически со всеми исследуемыми психологическими свойствами личности (подробнее см. ниже). Это и понятно, поскольку человек способен оценивать любые свои проявления, и в зависимости от этой оценки направлять свою деятельность и развитие. Последовательно проследим эти взаимосвязи.
Г.В. Лозовая (2003) предполагает, что адекватная, то есть соответствующая действительности, а так же довольно высокая и средне дифференцированная самооценка является предпочтительной во всех отношениях, однако экспериментально это еще мало изучено. Особенности её взаимосвязи с личностными проявлениями являются наиболее позитивными, что отмечается в изученных литературных источниках. Рассмотрим этот тезис подробнее.
Во-первых, адекватная самооценка обеспечивает эмоциональную стабильность личности (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988; Палий В.И, 1987). От взаимосвязи эмоциональных процессов и самооценки во многом зависит успешность, стабильность и надёжность деятельности, в том числе и спортивной. Так, О.В. Дашкевич (1981) основываясь на эксперимнтальных данных, утверждает, что неадекватная самооценка, сопровождающаяся неадекватными эмоциями, наблюдается чаще у нестабильно-эффективных и стабильно-неэффективных спортсменов. Устойчивая адекватная самооценка наилучшим образом обеспечивает проявление данных характеристик деятельности, поскольку связана с низкой эмоциональной возбудимостью (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988). Напротив, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка наблюдается у эмоционально неуравновешенных спортсменов. Кроме того, по мнению Е.П. Ильина, Ю.Я. Киселёва, В.К. Сафонова (1989) из-за эмоциональной напряжённости может наблюдаться снижение некоторых частных самооценок спортсменов.
По данным Л.З. Левит (1988) самооценка выполняет роль личностного регулятора интеллектуальных процессов и процесса целеполагания. Спортсмен, имеющий адекватную самооценку, наиболее эффективно использует данные свойства своей психики для решения самых разнообразных, в том числе и профессиональных, задач. При этом эмоциональная и мыслительная сферы спортсмена приобретают большую согласованность. В результате, спортсмены с подобным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов. Спортсмены с завышенной или заниженной самооценкой ставят перед собой слишком сложные задачи, либо не ставят их вовсе. Интеллектуальная и эмоциональная сферы личности у такого спортсмена отличаются заметной рассогласованностью.
Успешность и надёжность спортсмена зависит от взаимосвязи его мыслительных, эмоциональных процессов и самооценки (Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988; Левит Л.З., 1988). Наиболее оптимальным соотношением данных показателей для результативности спортсмена является следующее: высоко развитые интеллектуальные способности, низкая эмоциональная возбудимость и устойчивая адекватная самооценка (Левит Л.З., 1988). Самооценка при этом выполняет роль личностного регулятора, придающего мыслительным процессам и эмоциям спортсмена большую согласованность. Спортсмены с подобным сочетанием личностных особенностей достигают лучших результатов (Буравцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979).
Другие материалы:
Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника
Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решением проблем и задач. Успех этой деятельности, как, известно, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им ...
Н.Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии.
Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) был сподвижником Н. А. Добролюбова. Его взгляды, отмечает Б. Г. Ананьев, «представляют глубоко продуманную концепцию, оказавшую большое влияние на развитие русской научной психологии от Сеченова до наших д ...
Выделенная деталь рисунка
Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик. ...
Главные разделы