Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Другая психология » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Страница 1

Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отече­ственной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. Дашке­вич (1981), P.M. Зайганов (1998), Е.П. Ильин (2000), Б.Д. Кретти (1978), Р. Мартене (1979), В.В. Медведев (1993), P.M. Найдиффер (1979), В.Г. Норакид-зе (1981), А.Ц. Пуни (1973, 1980), Ф. Хэтфильд (1992), А.С. Fisher (1976) и многие другие.

В 1980 году А.Ц. Пуни отмечал, что личность спортсмена недостаточно изучена, а имеющиеся данные довольно скудны и строятся в основном с опо­рой на результаты одних и тех же психодиагностических методик, которые используются не всегда правильно и по назначению. В последующие годы психология спорта сделала большой шаг в изучении личности спортсмена, ре­зультатом чего стало накопление многочисленных и обширных эксперимен­тальных и теоретических данных. Однако подавляющее большинство работ посвящено исследованию личности спортсменов определённых специализа­ций. Крайне редко встречаются сведения об особенностях личности спортсме­нов как единой социальной группы. Чаще можно встретить данные об особен­ностях личности в конкретном виде спорта. В целом же, больше всего в лите­ратуре встречается данных о специфике таких проявлений личности спорт­смена, как темперамент, воля, эмоциональная сфера, направленность лично­сти, тревожность, мотивация успеха, уверенность в себе, в меньшей степени кажутся изученными особенности интеллекта спортсмена, его ценностные ориентации, а также самооценка. Меньше всего - характер взаимосвязи пси­хологических свойств личности спортсменов и их самооценок.

Существует огромное множество теорий, посвященных структуре лич­ности. Такое положение вещей можно объяснить сложностью данного вопро­са: трудно учесть всё многообразие личностных проявлений человека и уло­жить их в стройную систему, в которой прослеживалась бы и возможная ие­рархия психических явлений, и их самоценность и интегрированность. Наиболее успешно справляющейся с такими задачами кажется структура личности, предложенная К.К. Платоновым (1986). Он предлагает рассматривать лич­ность с четырёх позиций, каждая из которых занимает определённое положе­ние на шкале, противоположными полюсами которой выступают социальная и биологическая стороны человека.

В изученной литературе встречается мнение, согласно которому само­оценка выделяется как особое свойство личности, благодаря её функциям. Так, Л.Н. Собчик (2003) считает, что через самооценку личность приобретает целостность. Множество авторов придерживаются такой же точки зрения: А.А. Реан (1999, 2001) называл самооценку «ядром» личности, Н.И. Сарджве-ладзе (1989) утверждает, что особенности связи субъекта с миром, которая осуществляется в частности через самооценку, обуславливают личностные ха­рактеристики человека, Г.В. Лозовая (2003) называет самооценку одной из ин­тегральных характеристик личности. В связи с вышесказанным становится очевидным, почему так важно знать не просто об особенностях личностных проявлений спортсмена но и о взаимосвязях психологических свойств его са­мооценки и других свойств личности. Тем не менее, данные взаимосвязи ви­дятся недостаточно изученными современной психологической наукой, и осо­бенно психологией спорта. В свете рассматриваемой проблемы, следует также отметить, что рядом авторов те или иные особенности проявления личности зачастую рассматриваются как следствие той или иной самооценки (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996; Сорокун П.А., 1997). Так, например, А.Л. Попов (2000) отмечает, что за счёт завышенной самооценки значительно понижается тревожность. По мнению Л.П. Дмитриенковой и А.Д. Ганюшкина (1979) адекватная самооценка способствует повышению уверенности в себе. Данный подход кажется не совсем оправданным, поскольку нельзя с полной уверенностью утверждать, какие именно показатели находятся в зависимости от других: свойства личности от самооценки, или самооценка от свойств лич­ности. Поэтому более корректным будет обозначить отношения между этими явлениями как взаимосвязь.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Психологические знания Аверроэса (1126–1198)
Выдающийся представитель восточного аристотелизма, учение которого больше, чем какое бы то ни было другое, оказало влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Ибн Рушдом написаны более полусотни произведений, среди кот ...

Понятие психической травмы
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого челов ...

Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства ...