Ревность в супружеских конфликтах

Страница 1

Конфликтные ситуации так или иначе возникают в каждом браке. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Чтобы уберечь молодых от лишних разногласий, необходимо знать наиболее характерные причины, их порождающие. Сложной проблемой внутрисемейного общения является ревность, которая иногда охватывает все сферы внутрисемейных отношений и накладывает отрицательный отпечаток на стили и формы семейного общения. Нам важно не только обсудить влияние ревности на гармонию брачных отношений, но и попытаться выявить гендерные различия в переживании и отношении к ревности. Выдвинули следующие гипотезы: в каждой семье существует ревность как причина конфликтов; существуют гендерные различия в переживании и отношении к ревности. Объектом исследование выступают 15 семейных супружеских пар в возрасте 19-25 лет, проживающих в студенческом общежитии №2(18) ЯГУ им. М.К.Аммосова. Предметом исследования является ревность в супружеских конфликтах. Цель работы состоит в том, чтобы исследовать ревности в супружеских конфликтах. В нашем исследовании мы использовали следующие методы: метод психологического тестирования (Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях») и метод анкеты (анкета была разработана нами для выявления уровня ревности у супругов). Также мы использовали методы математической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, Q-критерий Розенбаума) и качественный метод (контент–анализ ответов на открытые вопросы в анкете).

По результатам анализа ответов нами было установлено, что в общем представление супругов о ревности является более как негативное явление. Ревность – это не очень большая проблема, элемент любви (любящие должны ревновать друг друга). Она проявляется в виде шутки, или же это может быть патологией. Мужчины относятся к ревности более нейтрально по сравнению с женщинами, но все же представляют ревность как негативное явление. Причиной ревности считают недоверие. Мужчины определяют ревность как глупое, лишнее чувство и относятся к ревности спокойно, безразлично. Т.е. это говорит о том, что ревность – это болезненное сознание лишения; это страсть, насыщенная тревогой, гневом, досадой; это страдание, вызванное и обостренное воображением соперника.

Исследования учебной деятельности традиционно направлены на анализ ее структуры. Но можно указать и такую ее особенность в вузе как неопределенность образовательной среды, где студент сам должен ставить цели и разрешать проблемные ситуации. Опора на собственный интеллектуально-личностный потенциал - значимый фактор саморегуляции деятельности студентов. Умение же справляться с ситуациями неопределенности строится ими по-разному и может исследоваться как предпочтение стратегий совладания, или копинг-стратегий. В отечественной психологии копинг чаще рассматривается с позиции интегративного подхода, в котором учитывается влияние как личностных, так и более изменчивых ситуационных факторов на выбор копинг-стратегий. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и таком образом погасить стрессовое действие ситуации. Рациональная или эмоциональная регуляция человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами, составляющая предмет психологии совладания, связана с когнитивными, аффективными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики. Самосознание личности опосредует и интегрирует организацию им своей деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними. Составляющей Я-концепции выступает самооценка, которая включена в реализацию самосознанием его регулятивной роли. Исследования копингов предполагают, что люди предпочитают разные стратегии совладания, в частности, в зависимости от самопонимания и самоотношения. Для учебной деятельности важным компонентом выступает самооценка своего интеллектуального потенциала, которая может быть операционализирована как оценка ума (в его житейском понимании) (С.Д. Смирнов, Т.В. Корнилова и др., 2008). Целью данного исследования было установить: 1) связь субъективных оценок трудности ситуации неопределенности личности с предпочтениями стратегий совладания и 2) связь самооценок "ума" с этими предпочтениями.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окру ...

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения сем ...

Синектика и психологическая активизация творчества
Синектика - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества. Она является дальнейшим развитием и усовершенствованием мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, н ...