Следующим моментом в ряду взаимосвязей самооценки, является её связь с волевыми свойствами личности. Так, В.В. Медведев (1993) отмечает, что такие проявления волевой сферы спортсмена, как решительность и смелость, а так же инициативность и самостоятельность наилучшим образом проявляются у спортсменов с адекватной самооценкой. Данные свойства личности требуют от спортсмена глубокого знания специфики своих индивидуальных проявлений, что является предпосылкой для формирования адекватной самооценки. Зная свои возможности и особенности, человек способен ставить перед собой реальные цели и настойчиво продвигаться к ним. Таким образом, адекватная самооценка связана с проявлением целеустремлённости - базового для спортсмена качества воли, на основе которого могут развиваться все остальные (Попов А.Л., 2000).
Формирование трезвой уверенности в себе — важный момент тактической и психологической подготовки спортсмена (Козлова Н.М., 1979). Такого состояния можно достичь, реально оценивая свои силы и возможности, то есть благодаря адекватной самооценке (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д. 1979). Иными словами, если личность адекватно и высоко оценивает себя, крепнет её уверенность в себе. Человек, не умеющий реально оценить себя, неизбежно испытывает чувство неуверенности или излишней самоуверенности. Так, по данным О.С. Никитиной (1979), реальная оценка своих возможностей, наряду с другими факторами, определяет уверенность спортсмена в себе. Н.М. Козлова (1979) установила, что от неуверенности в себе и своих силах снижается самооценка спортсмена (на примере лыжников-гонщиков), что сопровождается ухудшением адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) утверждают, что субъективная вероятность достижения успеха в значительной мере зависит от самооценки. Заниженная самооценка сопровождается устойчивой потерей уверенности в успехе (Дашкевич О.В., 1981), а завышенная — зазнайством, самомнением, потерей бдительности. Таким образом, самооценка связана с уровнем уверенности в себе.
Тревожность спортсмена, имеющего адекватную самооценку, как правило, держится на наиболее оптимальном для спортивной деятельности уровне (Дашкевич О.В., 1981). Таковым является средний, тяготеющий в сторону высокого (Кретти Б.Д., 1978). В этом случае тревожность мобилизует все резервы спортсмена, что часто бывает необходимо для достижения успеха (Бу-равцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979; Мальчиков А.В., 1979). Спортсмен, реально оценивающий свои возможности, настроен на определённый результат и проявляет устойчивую уверенность в достижимости этого результата. Следствием становится меньшее волнение и оптимальная тревожность. Неадекватная же оценка собственных действий, по мнению А.Л. Попова (2000), является важной причиной повышения уровня тревожности. Так, скрытая личностная тревожность свойственна спортсменам с завышенной самооценкой (Дашкевич О.В., 1981). В данной взаимосвязи есть своя особенность. Завышенная самооценка может приводить к снижению тревожности, но при этом снижается и уровень критичности спортсменаг что негативно отражается на результативности его деятельности (Попов А.Л., 2000).
В целом спортсменам свойственна повышенная личностная тревожность (Грибкова Л.П., Круглова С.Г., 1988), поскольку вся их жизнь подчинена соревновательной деятельности, которая, как известно, отличается своей стрес-согенностью и экстремальным характером (Серова Л.К., 1999). Одной из причин повышенной тревожности может выступать неадекватная самооценка и оценка возможностей соперника (Попов А.Л., 2000).
Другие материалы:
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса ...
Психологическое содержание понятия «характер»
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глаг ...
Особенности творческой личности современного студента
Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления мол ...
Главные разделы