Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Другая психология » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Страница 3

Следующим моментом в ряду взаимосвязей самооценки, является её связь с волевыми свойствами личности. Так, В.В. Медведев (1993) отмечает, что такие проявления волевой сферы спортсмена, как решительность и сме­лость, а так же инициативность и самостоятельность наилучшим образом про­являются у спортсменов с адекватной самооценкой. Данные свойства лично­сти требуют от спортсмена глубокого знания специфики своих индивидуаль­ных проявлений, что является предпосылкой для формирования адекватной самооценки. Зная свои возможности и особенности, человек способен ставить перед собой реальные цели и настойчиво продвигаться к ним. Таким образом, адекватная самооценка связана с проявлением целеустремлённости - базового для спортсмена качества воли, на основе которого могут развиваться все ос­тальные (Попов А.Л., 2000).

Формирование трезвой уверенности в себе — важный момент тактиче­ской и психологической подготовки спортсмена (Козлова Н.М., 1979). Такого состояния можно достичь, реально оценивая свои силы и возможности, то есть благодаря адекватной самооценке (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д. 1979). Иными словами, если личность адекватно и высоко оценивает себя, крепнет её уверенность в себе. Человек, не умеющий реально оценить себя, неизбежно испытывает чувство неуверенности или излишней самоуверенности. Так, по данным О.С. Никитиной (1979), реальная оценка своих возможностей, наряду с другими факторами, определяет уверенность спортсмена в себе. Н.М. Козло­ва (1979) установила, что от неуверенности в себе и своих силах снижается самооценка спортсмена (на примере лыжников-гонщиков), что сопровождает­ся ухудшением адаптации к физическим и психическим нагрузкам. Ю.Я. Ки­селёв, Ю.Д. Куликов (1989) утверждают, что субъективная вероятность дос­тижения успеха в значительной мере зависит от самооценки. Заниженная са­мооценка сопровождается устойчивой потерей уверенности в успехе (Дашке­вич О.В., 1981), а завышенная — зазнайством, самомнением, потерей бдитель­ности. Таким образом, самооценка связана с уровнем уверенности в себе.

Тревожность спортсмена, имеющего адекватную самооценку, как пра­вило, держится на наиболее оптимальном для спортивной деятельности уров­не (Дашкевич О.В., 1981). Таковым является средний, тяготеющий в сторону высокого (Кретти Б.Д., 1978). В этом случае тревожность мобилизует все ре­зервы спортсмена, что часто бывает необходимо для достижения успеха (Бу-равцова Л.В., Гурьянов A.M., 1979; Мальчиков А.В., 1979). Спортсмен, реаль­но оценивающий свои возможности, настроен на определённый результат и проявляет устойчивую уверенность в достижимости этого результата. Следст­вием становится меньшее волнение и оптимальная тревожность. Неадекватная же оценка собственных действий, по мнению А.Л. Попова (2000), является важной причиной повышения уровня тревожности. Так, скрытая личностная тревожность свойственна спортсменам с завышенной самооценкой (Дашкевич О.В., 1981). В данной взаимосвязи есть своя особенность. Завышенная само­оценка может приводить к снижению тревожности, но при этом снижается и уровень критичности спортсменаг что негативно отражается на результативно­сти его деятельности (Попов А.Л., 2000).

В целом спортсменам свойственна повышенная личностная тревожность (Грибкова Л.П., Круглова С.Г., 1988), поскольку вся их жизнь подчинена со­ревновательной деятельности, которая, как известно, отличается своей стрес-согенностью и экстремальным характером (Серова Л.К., 1999). Одной из при­чин повышенной тревожности может выступать неадекватная самооценка и оценка возможностей соперника (Попов А.Л., 2000).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Философская созерцательность и метафизичность поступков.
Герои русских народных сказок (Иван-дурак, Емеля) и герои сказок гениальных выразителей народного духа (работник Балда в сказке Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде») достигают многого не суетной деловитостью, а созерцательным, му ...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка начинает з ...

Особенности самооценивания в подростковом возрасте
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...