Определение психологии материнства.

Другая психология » Родительская любовь. » Определение психологии материнства.

Психология материнства

— одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличе­нием числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью про­грамм социальной и психологической помощи семье, и в первую оче­редь женщине.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культу­рологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Зарубежные исследования в области психологии мате­ринства и смежных проблем, в противовес отечественным, отлича­ются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концеп­ций и подходов. В последние годы появился интерес к комплексно­му, междисциплинарному изучению материнства.

Основным выводом, сделанным авторами этих и других исследо­ваний, является, во-первых, констатация необходимости продолже­ния психологических исследований материнства как целостного яв-

ления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства под­крепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении на­учного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.

Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая по­мощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отно­шений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетичес­ки ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной на­учной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррек­ции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где ак­тивно развивающийся социальный запрос на такого рода психоло­гические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современ­ных исследований в этой области позволяют говорить о материн­стве как самостоятельной реальности, требующей разработки це­лостного научного подхода для его исследования. В психологичес­кой литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечествен­ной психологии в последнее время также появился ряд работ, свя­занных с феноменологией, психофизиологией, психологией мате­ринства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими ас­пектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то мож­но обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рас­сматривается с двух основных позиций: материнство как обеспече­ние условий для развития ребенка и материнство как часть личност­ной сферы женщины.

Другие материалы:

Речь как средство коммуникации
Являясь важнейшим средством коммуникации и выражения мысли, язык служит инструментом познания, постоянного осмысления мира человеком и превращения опыта в знание. Язык – это не только средство для передачи и хранения информации, но и инст ...

Рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста по формированию нравственной основы личности
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям ДОУ. Наиболее ...

Основные стадии развития конфликта.
В динамике развития конфликтных взаимоотношений можно выделить следующие этапы: 1) осознание опасности реализации собственных целей интере­сам хотя бы одного участника конфликта; 2) участники приходят к заключению, что достижение собст ...