Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Другая психология » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов

Страница 4

На прямую связаны самооценка и уровень притязаний. Адекватная са­мооценка является основой для формирования адекватных же притязаний (Медведев В.В., 1993). Важность данного факта для успешной деятельности трудно переоценить. Когда желания личности достичь чего-либо адекватны её возможностям, а следовательно они успешно реализуются, возникают поло­жительные эмоции удовлетворения, самоуважения, желания добиваться боль­шего, уверенности в своих силах. И наоборот, если самооценка неадекватна, уровень притязаний также не соответствует реальным возможностям челове­ка: цели и задачи, которые он перед собой ставит, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми. В результате у человека возникают не­адекватные переживания, поведение, обидчивость, агрессия, недоверчивость. А.Ц. Пуни (1980) среди типичных черт, характеризующих систему отношений личности спортсмена, отмечает высокий уровень притязаний. Следует, одна­ко, заметить, что данное утверждение относится в большей мере к успешным спортсменам (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979). Неадекватный (за­вышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёж­ных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку (Дашкевич О.В., 1981; Богданова Д.Я., 1974; Левит Л.З., 1988). Это, наряду с другими факторами (личностная направленность на себя, установка на дости­жение успеха) приводит к возникновению некоего «комплекса превосходст­ва», в результате чего спортсмен теряет бдительность и терпит поражение (Медведев В.В., 1993). При этом самооценка выполняет регулирующую роль, поскольку от её адекватности во многом зависит и адекватность уровня притя­заний.

Самооценка может быть связана с мотивационной сферой личности - стремлением к достижению успеха или избежанию неудач. По данным О.В. Дашкевич (1981) в первом случае спортсменам характерны неадекватно завы­шенные притязания, что косвенно может свидетельствовать о степени адек­ватности самооценки. Таким образом, самооценка связана с мотивационной сферой личности. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) называют самооценку ядром мотивационной системы личности спортсмена. При этом эффективные спортсмены, стабильно показывающие высокие результаты и мотивированные на достижение успеха обладают адекватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью, являющимися результатом адекватной самооценки (Даш­кевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988). Адекватная самооценка способствует са­мостоятельности и реализму в постановке целей и выборе мотивов деятельно­сти. Кроме того, структура мотивов даже у спортсменов высокой квалифика­ции динамична, и изменяется под влиянием самооценки своего состояния (а так же возраста и уровня спортивных достижений) (Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я, Сафонов В.К, 1989).

Имеются некоторые сведения о взаимосвязи самооценки и направленно­сти личности. Так, Дашкевич О.В. (1981), основываясь на полученные экспе­риментальные данные утверждает, что направленность личности спортсмена «на себя» сопровождается неадекватной самооценкой.

Наконец, самооценка тесно связана с ценностной сферой личности. Адекватная высокая самооценка оказывает положительное влияние на разви­тие ценностных ориентации спортсмена (Лозовая Г.В.,2002). При этом нема­ловажно влияние пола, спортивной квалификации, а так же вида спорта, в ко­тором выступает спортсмен.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева
Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ...

Человек - ячейка общества
В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индив ...

Ощущение
Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и в ...