На прямую связаны самооценка и уровень притязаний. Адекватная самооценка является основой для формирования адекватных же притязаний (Медведев В.В., 1993). Важность данного факта для успешной деятельности трудно переоценить. Когда желания личности достичь чего-либо адекватны её возможностям, а следовательно они успешно реализуются, возникают положительные эмоции удовлетворения, самоуважения, желания добиваться большего, уверенности в своих силах. И наоборот, если самооценка неадекватна, уровень притязаний также не соответствует реальным возможностям человека: цели и задачи, которые он перед собой ставит, оказываются либо слишком сложными, либо слишком простыми. В результате у человека возникают неадекватные переживания, поведение, обидчивость, агрессия, недоверчивость. А.Ц. Пуни (1980) среди типичных черт, характеризующих систему отношений личности спортсмена, отмечает высокий уровень притязаний. Следует, однако, заметить, что данное утверждение относится в большей мере к успешным спортсменам (Дмитриенкова Л.П., Ганюшкин А.Д., 1979). Неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний наблюдается у менее надёжных, склонных к срывам спортсменов, имеющих неадекватную самооценку (Дашкевич О.В., 1981; Богданова Д.Я., 1974; Левит Л.З., 1988). Это, наряду с другими факторами (личностная направленность на себя, установка на достижение успеха) приводит к возникновению некоего «комплекса превосходства», в результате чего спортсмен теряет бдительность и терпит поражение (Медведев В.В., 1993). При этом самооценка выполняет регулирующую роль, поскольку от её адекватности во многом зависит и адекватность уровня притязаний.
Самооценка может быть связана с мотивационной сферой личности - стремлением к достижению успеха или избежанию неудач. По данным О.В. Дашкевич (1981) в первом случае спортсменам характерны неадекватно завышенные притязания, что косвенно может свидетельствовать о степени адекватности самооценки. Таким образом, самооценка связана с мотивационной сферой личности. Ю.Я. Киселёв, Ю.Д. Куликов (1989) называют самооценку ядром мотивационной системы личности спортсмена. При этом эффективные спортсмены, стабильно показывающие высокие результаты и мотивированные на достижение успеха обладают адекватным уровнем притязаний и высокой самокритичностью, являющимися результатом адекватной самооценки (Дашкевич О.В., 1981; Левит Л.З., 1988). Адекватная самооценка способствует самостоятельности и реализму в постановке целей и выборе мотивов деятельности. Кроме того, структура мотивов даже у спортсменов высокой квалификации динамична, и изменяется под влиянием самооценки своего состояния (а так же возраста и уровня спортивных достижений) (Ильин Е.П., Киселёв Ю.Я, Сафонов В.К, 1989).
Имеются некоторые сведения о взаимосвязи самооценки и направленности личности. Так, Дашкевич О.В. (1981), основываясь на полученные экспериментальные данные утверждает, что направленность личности спортсмена «на себя» сопровождается неадекватной самооценкой.
Наконец, самооценка тесно связана с ценностной сферой личности. Адекватная высокая самооценка оказывает положительное влияние на развитие ценностных ориентации спортсмена (Лозовая Г.В.,2002). При этом немаловажно влияние пола, спортивной квалификации, а так же вида спорта, в котором выступает спортсмен.
Другие материалы:
Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных
учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессион ...
Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта
образовательной среды
Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессион ...
Исследование конфликтной динамики младших школьников
Из вышеизложенного следует, что взаимодействие на уроке – учебно-предметное и социально-межличностное – имеет конфликтный характер и содержит пять основных факторов, различающихся по материалу конфликта, его детерминантам, форме и содержа ...
Главные разделы