Особенности эмоционального развития дошкольника

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Особенности эмоционального развития дошкольника

Страница 5

Из-за несогласованных взглядов на воспитание, непоследовательность требований взрослых, у малыша возникает раздражительность, нервозность, упрямство.

Бабушка, укладывая внучку, читает ей, гладит по головке, оставляет включенным ночник, а мама кладет дочку в кровать, тушит свет и уходит, сказав: «Спокойной ночи». Или папа настаивает, чтобы дочь его ела сама, а мама всегда ее кормит, так, мол, быстрее и аккуратнее.

При таком воспитании девочка будет постоянно нервничать и мало что усвоит, поскольку ее настроение все еще зависит от взрослых.

Если маленького ребенка вынуждают подолгу не двигаться, то его эмоциональное состояние резко изменяется в отрицательную сторону. К ограничению движений часто прибегают родители, желая утихомирить непоседу. Дети не могут долго бездействовать, долго стоять (с мамой в очереди), долго сидеть (на коленях у родителей, на стуле). Ребенок не то что не хочет, а еще не способен в этом возрасте сдерживать импульсы желаний. Ограничивая его стремления, мы искусственно создаем основы для плохого эмоционального состояния.

Эмоции ребенка зависят от многих факторов: его индивидуальных черт, подражательных способностей, темперамента, образа жизни семьи, отношений близких людей.

Если третий год жизни, очень важный в плане воспитания чувств и эмоций упустить, человек многого недополучит от родителей. Никакие сладости, красивые одежды и игрушки не компенсируют эту потерю.

Родителям надо знать, что к трем годам малыш уже способен не проявлять некоторых негативных эмоций, т.к. знает, что криком добиваться желаемого нельзя, что не все можно, что хочется; что не разрешается пускать в ход кулаки, настаивая на своем. Конечно, сдерживать эмоции трудно, но надо научиться преодолевать их: хочется еще поплавать в ванне - но пора выходить, хочется еще погулять – но надо идти домой. В эмоциональной сфере ничего не происходит само собой. Правильным выражениям эмоций учат ребенка именно родители, учат налаживать контакт с другими взрослыми и детьми, учат отличать хорошее от плохого, красивое от безобразного, учат ощущать и в какой-то мере оценивать свои возможности.

Еще одной особенностью эмоционального развития ребенка в этом возрасте является испытываемое им чувство радости в результате хорошо выполненных действий или удачной игры. Малыш учится надевать колготки, снимать кофточку, застегивать пуговички, кнопки. Не простая задача для ребенка, которому чуть больше двух лет. Обучаясь бытовым действиям, он сосредоточен, проявляет настойчивость, упорство. Малыша радует, если он выполнил задуманное. Это ценное чувство, вызванное достигнутым результатом, необходимо поддерживать, похвалите, обратите внимание на его умелость, расскажите пришедшему с работы папе, порадуйтесь вместе. Положительные эмоции, предвкушение и ожидание похвалы станут для ребенка стимулом новых достижений.

Смелее привлекайте сына или дочку к активному участию в процессах одевания, раздевания, умывания, купания, пусть осваивает навыки аккуратной самостоятельной еды. Но происходить все это должно при положительном отношении ребенка к предлагаемым действиям. Заинтересуйте, а не заставляйте насильно, не стыдите, не ругайте. Учите и помогайте.

На третьем году жизни еще многое не получается. Активное участие ребенка в совместных действиях со взрослыми создает стремление повторить эти действия самостоятельно, попробовать свои силы. Если родители постоянно выполняют все за малыша, он остается пассивным наблюдателем. От безделья начинает шалить, вертеться, садиться на пол, капризничать. У него вырабатывается отрицательное отношение к любым требованиям взрослых, не возникает никакого желания что-то делать самому. Лишая ребенка возможности активно заниматься чем – либо, вдоволь двигаться, родители невольно воспитывают пассивность, равнодушие, в то время как наиболее ценным приобретением в области эмоционального развития является чувство радости после завершения начатой работы: достроил домик, сделал ход в песчаной пещере, влез на небольшую лесенку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие материалы:

Развитие психологических идей восточного мира
Значительная роль психологических взглядов в арабской средневековой науке обусловлена целой совокупностью объективных и субъективных предпосылок. Развитие психологических идей, как и всей научной мысли, происходило в восточном мире под вл ...

Этиология
В связи с клинической гетерогенностью синдрома, различной выраженностью интеллектуального дефекта и разной степенью социальной дезадаптации к настоящему времени пока еще отсутствует единая точка зрения относительно происхождения заболеван ...

Свойства и закономерности
Процессы памяти Память существует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Запоминание - это процесс запечатления воспринятой информации с целью последующего ее сохранения. Качество запом ...