Зададим себе и такой вопрос: а есть ли у малышей чувство юмора? Приглядитесь к двух-трех летнему человеку. И вы обнаружите, что ребенок в этом возрасте начинает понимать смешное. Это качество тоже имеет прямое отношение к эмоциональному развитию. Малыш смеется, когда запускают для него волчок или заводную игрушку, когда видит на представлении танцующего медведя в коротенькой юбочке или когда бабушка «не может» найти очки, торчащие из кармана.
Юмор, бывает, переплетается с хитринкой в поведении, сливается с игрой воображения. Мама просит дочку подать салфетку, но девочка отвечает, что салфеток на стол нет, а есть листочки, которые принесла из леса лисичка.
Дети часто нарочно смешат друг друга. Смотрят один на другого и заливаются, словно соревнуясь, - кто громче! Им весело и хорошо вместе!
Смешное они могут увидеть в том, что домашнему коту привязывают бантик на шею, или в том, что папа, изображая медведя, надевает лохматую шубу. Начинают понимать, что это смешно, потому что это не по-настоящему, а понарошку.
Чувство юмора у малолетних детей зависит от уровня умственного развития. К 3-м годам могут развеселиться, услышав веселую потешку с забавным для них сочетанием звуков, с восторгом станут повторять эти слоги благодаря отличной памяти:
«Раним – рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру, ту-ру-ру»,
А коровки вслед ему: «му-му-му, му-му-му».
Но ребятишки могут смеяться и увидев трепещущую бабочку с оборванным крылом. В подобных случаях слово за родителями. Они обязаны объяснить, что это жестоко.
Как и многие качества личности, чувство юмора воспитывается с раннего детства!. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.
Активно формируются у ребенка нравственно-этические или личностные категории. Различаются понятия "хороший - плохой", "добро - зло", "красивый - некрасивый", "правда - неправда (обман)". Развито чувство стыда, как и отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых, стремится быть один при отправлении физиологических функций. Достаточно хорошо им понимаются правила поведения, запреты, но не всегда еще достаточен контроль чувств и желаний, что естественно в данном возрасте, так же как и предшествующая развитию чувства вины словесная игра в самообвинение: "я - бессовестный, я - плохой".
Чувства и переживания теперь лучше выражаются словами (вербализируются). "я страдаю", "я обижен". Появляются чувства сопереживания, сочувствия: "мне больно, и тебе больно", жалости и сострадания: "Мама, тебе будет больно за меня и ты будешь переживать".
Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.
Другие материалы:
Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия
– метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Иг ...
Структура понятия самооценки.
Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т.Ю., Горбачевой В.А., Колчановой И.В., Леви В.Ж., Липкиной А.И., Подоляк Л.Г., Полозовой Т.А., Труповой Н.М Среди западных психологов это К. Родже ...
Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процес ...
Главные разделы