Особенности эмоционального развития дошкольника

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Особенности эмоционального развития дошкольника

Страница 2

Первые эмоциональные реакции ребенка, с которыми сталкиваются родители, – отрицательные: крик и плач возникают в ответ на неудовлетворение физиологических потребностей малыша – боль, голод, неудобство. Эти эмоции, по своей сути, являются рефлексами и выполняют защитную функцию – помогают ребенку выжить и приспособиться к новым для него обстоятельствам. Первый месяц жизни малыш контактирует с миром исключительно при помощи отрицательных эмоций. Все свое недовольство новорожденный выражает криками, плачем, хныканьем, двигательными реакциями. Кстати, малыши способны продемонстрировать богатую палитру плача – «плач-протест», «плач-жалоба», «плач-недовольство» и т. д. Внимательная мама очень быстро начинает распознавать, что именно хочет донести до нее ребенок и удовлетворяет насущную потребность малыша – так налаживается «мостик общения» между взрослым и ребенком. В дальнейшем эмоции становятся не только способом выражения состояния крохи, но и средством общения со взрослыми – так, новорожденный плачет потому, что ему дискомфортно, а малыш постарше будет плакать, чтобы привлечь к себе внимание. Мама, давай общаться!Удовлетворение физиологических нужд – лишь благоприятная предпосылка, но не причина появления положительных эмоций. Природа эмоций со знаком «плюс» – социальная. Положительные эмоции возникают при общении с другим человеком. Улыбка

Это первая социальная реакция малыша, которая возникает в ответ на обращенное к нему лицо взрослого и его ласковый голос. Она появляется в конце 3–4_й недели после рождения ребенка. Сначала малыш улыбается, глядя на любое лицо, но с течением времени у ребенка формируется привязанность к лицу матери, и именно оно вызывает наиболее сильную реакцию. «Комплекс оживления»

Так специалисты называют положительные реакции ребенка при появлении взрослого человека. Поведение ребенка сразу меняется – он устремляет взгляд на вновь появившегося, улыбается ему, двигает ручками и ножками. «Комплекс оживления» появляется у ребенка в 3–4 месяца. В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается при звуках голоса матери, даже не видя ее лица. Постепенно ребенок с помощью выражения положительных и отрицательных эмоций учится привлекать внимание взрослого и удерживать его, сообщать о своих потребностях, то есть он начинает общаться. Я вас люблю .Во втором полугодии жизни у ребенка начинают появляться теплые чувства и эмоции по отношению к окружающим. В ответ на ласку, нежность и внимание взрослых у малыша возникает любовь и симпатия к своим близким. Привязанность к роднымформируется постепенно. В 6 месяцев благосклонность малыша обращена почти ко всем окружающим, он получает удовольствие от общения со всеми взрослыми. Позднее, когда малыш учится разделять знакомых и незнакомых, у него начинает формироваться чувство привязанности к значимым для него людям, которые больше всего занимаются с ним. Ребенок учится любить своих близких, и на основе этого у него появляется способность любить вообще. Поэтому то, как относятся к малышу близкие, насколько они проявляют свои любовь, принятие и уважение, во многом определит его собственную жизнь – как он будет относиться к самому себе, станет ли доверять людям, насколько он будет способен к общению с другими людьми. СопереживаниеВажное эмоциональное достижение ребенка во втором полугодии, имеющее отношение к высшим чувствам, – появление сопереживания, эмоциональной реакции на состояние другого человека, уже знакомое малышу. Так, ребенок, увидев плачущую маму, вполне вероятно, заплачет вместе с ней. Помимо того, что младенец выражает эмоции, он необычайно чутко их воспринимает. Конечно, в первую очередь, речь идет о эмоциях матери. Задолго до того момента, как малыш начнет осознавать у себя появление различных эмоций и чувств и дифференцировать их, он впитывает материнские эмоции – через зрительный контакт, тактильные ощущения, звуки, кормление грудью и т. д. Позднее, во втором полугодии, к бессознательному «впитыванию» прибавляется умение различать эмоциональные состояния взрослого и понимать, как взрослый оценивает самого ребенка. На основе этой информации малыш строит образ самого себя. Палитра эмоцийВо втором полугодии (ближе к 7–9 месяцам) эмоции ребенка начинают дифференцироваться и усложняться: от удовольствия/неудовольствия малыш переходит к выражению гнева, печали, радости и т. д. Свое развитие эмоции получают только в общении со взрослыми, поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать эмоции. В этот же период формируются так называемые «социальные ссылки»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш начинает смотреть на эмоциональную реакцию мамы или других значимых для него взрослых, эта реакция и станет ориентиром для его собственного поведения. Так, например, после столкновения с чужим ребенок обращается к маме – если на ее лице нет тревоги, а есть позитивные эмоции, улыбка, малыш расценивает ситуацию как безопасную и продолжает «исследование» нового взрослого. Страх перед чужими

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства ...

Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов
Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отече­ственной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. Дашке­вич (1981), P.M. Зайганов (19 ...

Развитие речи в развитии мышления ребенка
Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием его речи. Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь ...