Профессиональная адаптация в социально-культурной сфере является одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации. Вместе с этим она представляет собой процесс вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре и содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе. Профессиональная адаптация может считаться успешной лишь в том случае, если человеком были усвоены не только определенные профессиональные нормы, но также получены возможности для самореализации, творчества и саморазвития. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом в системе подготовки кадров социально-культурной сферы, является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Профессиональная адаптация является достаточно продолжительным процессом, являющимся результатом целенаправленной деятельности средней школы, вуза и производственных коллективов, в которых работают молодые специалисты по окончании института. Следовательно, можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа профессиональной адаптации:
Довузовский. Связан с профессиональной ориентацией. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии
Вузовский. Это этап профессиональной подготовки. Осуществляется формирование и корректировка профессиональной ориентации, развитие профессиональных умений и навыков, качеств личности, востребованных профессией, становление и развитие профессионального самосознания и т.д.
Послевузовский. Это этап трудовой деятельности. На данном этапе молодой специалист приспосабливается к условиям деятельности, коллективу, новому социальному статусу, т.е. происходит профессиональное и личностное вхождение в трудовую деятельность, реализация личностного и профессионального потенциала специалиста.
Ежегодное анкетирование первокурсников дало следующие результаты. Из 200 студентов, участвовавших в анкетировании в разные годы, 52% ответили, что выбрали специальность, потому что считают ее модной и перспективной, 31% анкетируемых привлекает возможность общаться с новыми людьми, 3% отметили, что им нравится работать в офисе, 7% ответили, что специальность и вуз им выбрали родители, 6% указали, что им все равно, какой вуз и какая специальность, лишь бы был диплом, 1% затруднились сформулировать ответ на этот вопрос. Опросы показали, что большая часть студентов-первокурсников имеет смутное представление о своей будущей профессии. С этой проблемой знакомы многие вузы России и стран СНГ. Проводимые там ежегодные опросы струдентов-первокурсников показывают, что лишь третья часть респондентов отмечает тот факт, что мотивом их выбора явилось понимание будущей деятельности как очень интересной и творческой работы. В этой связи особенно актуальным является качественно иной подход к курсу «Введение в специальность», который практикуется во многих вузах. Имеющегося количества лекционных часов явно недостаточно для нормальной профессиональной адаптации первокурсников.
Не менее важным этапом профессиональной адаптации является практика студентов непосредственно на предприятии. На этом этапе приходится сталкиваться с рядом сложностей, таких, как:
Недостаточное время для приобретения реального опыта работы (от 2 до 8 недель)
Неудачное время для организации практик, когда курирующие педагоги находятся в законном отпуске и руководят процессом лишь формально
Отсутствие заинтересованности у работников в организации на своей базе практики студентов
Отсутствие у студентов-практикантов достаточных умений и навыков для безболезненного начала работы на предприятии, преобладание теоретических знаний
Другие материалы:
Взаимосвязь эмоций и деятельности
Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организ ...
Руководитель как субъект конфликта
Как субъект конфликта руководитель оказывается в роли одного из оппонентов, отстаивающих свою точку зрения, определённые интересы и занимаемую позицию в отношениях с подчинёнными ему людьми или партнёрами по деловым связям из других подра ...
Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра –
это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, ...
Главные разделы