Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы

Другая психология » Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы

Адаптация к будущей профессиональной деятельности всегда являлась непростой задачей, как высшего образования, так и практики отношений предприятий и организаций с молодыми специалистами. Получение навыков практической деятельности в период учебы без ущерба для освоения учебного курса (последнее имеет сегодня место, когда студенты больше заняты зарабатыванием денег, чем учебой) является актуальной задачей. В сфере культуры решение этой задачи дает возможность выявить механизм

развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.

Анализ темы исследования показывает, что изменилось предназначение специалиста социально-культурной сферы, как производителя культурных ценностей, творца новых форм общественной жизни. Особую социальную значимость приобретает его внутренний мир, многообразие и многоаспектность его проявлений, становление и развитие творческих способностей. Именно эти изменения, основанные на существующей потребности профессиональной адаптации и улучшения уровня организации процесса по развитию творческих способностей.

Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению профессиональных проблем будущих специалистов социально-культурной сферы. Поэтому предоставляется актуальным выяснить, каковы творческие способности будущих специалистов социально-культурной сферы, какова их составляющая.

На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как в современном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые организовываются специальными Центрами при ВУЗах. Поэтому считается важным рассмотреть особенности деятельности центра студенческих инициатив при СПБГУКИ, как примера одного из таких центров.

Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле гуманистической позиции в период перехода к новому состоянию общества, изменяя внутренний мир, что актуализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изучения данной проблемы.

Сегодня как никогда остро встает проблема

профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологичес-кими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.

Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.

Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.

Имеют также место противоречия

между:

потребностями в создании определенных педагогических условий адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованностью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на будущую профессиональную деятельность;

сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, направленных на формирование профессиональной мобильности и способов адаптации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума.

Все вышесказанное определило научную проблему исследования

, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способности, как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.

Данное противоречие особенно заметно в системе подготовки специалистов в сфере социально-культурной деятельности. Проблема анализа креативного потенциала студентов, развития этого потенциала и его использования в ходе адаптации к будущей деятельности недостаточно учитывается в практике работы со студентами.

Цель исследования:

Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач

;

рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;

охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;

рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;

исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере

проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;

разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;

дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Объект

исследования.

Профессиональная адаптация будущих специалистов социально-культурной сферы.

Предмет

исследования.

Творческие способности, как компонент профессиональной адаптации будущих специалистов

социально- культурной сфере.

Гипотеза исследования

.

Профессиональная адаптация в студентов в сфере социально-культурной деятельности может быть успешно реализована при следующих условиях:

Анализе творческих интересов будущих специалистов

Анализе креативных возможностей студентов

Предоставлении возможностей развития творческих способностей в ходе практической деятельности

Обеспечении комплексного подхода к творческой деятельности в социально-культурной сфере

Поддержки самостоятельности, инициативы и ответственности студентов в ходе их практической деятельности по своей будущей специальности

Обеспечении организационной и финансовой поддержки самодеятельным студенческим коллективам с профессиональной практической направленностью

Методологическая основа исследования.

Теоретико-методологическую основу

исследования составили труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, культурологов, педагогов, посвященные исследованию социально-культурной деятельности, социально-

профессиональной адаптации молодых специалистов к деятельности в сфере культуры.

Изучение процесса социально-профессиональной адаптации молодых специалистов опирается на общеметодологические и частные социологические и социально-

психологические теории: социологию личности, социологию культуры, теорию социальных институтов, социальную психологию.

Методологическую основу исследования составили принципы социологического анализа, культурологического, деятельностного подходов. В качестве базовых оснований мы принимаем такие фундаментальные работы как: «Психология адаптации личности» А.А. Реана, где даны на наш взгляд основополагающие понятия профессиональной адаптации специалиста и возможности помощи в адаптации, «Педагогика» Н.В. Бордовской, где изложены наиболее подробно основы педагогических принципов при подготовке специалистов к профессиональной деятельности, а также труды А.С. Запесоцкого и М.А. Ариарского, как важные для понимания роли СКД в профессиональной адаптации специалиста творческого направления. Исследования основываются на теории культуры (М.С. Кагана, А.Ф. Лосева и др.). Философские и педагогические работы по теории и сущности процесса адаптации (А.Б.Георгиевский, Ф.Б.Березин, М.А.Дмитриева, В.Т.Кудрявцев, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, Л.М. Митиной, А.Ш. Агабеков, Б.Г. Ананьев, Д.А. Андреева, Е.А. Ануфриев, Мерлин, А.В. Петровский) и др. Теории коммуникативного развития личности (А.А. Бодалев, Н.А. Бердяев, Б.Д. Парыгин, Э.В. Соколов, В.П. Тугаринов, В.Б. Чурбанов и др.); формирования коммуникативных качеств (Н.А. Березовин, Л.К. Грицюк, М.С. Кобзев и др.). Закономерности, этапы, фазы и уровни профессионального развития (Э.Ф. Зеев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков). Проблемы творчества и самореализации личности отражены в работах отечественных (В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, В.А. Н.И. Шаталова и др.). Методологическими ориентирами исследования являются: культурологический (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, и др.), системный (И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, и др.), деятельностный (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), личностный (

Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), технологический (В.П. Беспалько, А.Д. Гонеев, М.В. Кларин, С.В. Мелешева, П.И. Образцов, А.И. Уман, А.П. Марков и др.) подходы.

Степень разработанности проблемы.

Проблема профессиональной адаптации является достаточно широко разработанной, что облегчает нам задачу в формировании теоретического материала (Реан, Журавлев, Дикая и др.). Гораздо менее исследован вопрос о связи профессиональной адаптации с развитием творческих способностей и особенно вопрос профессиональной адаптации не в производственной, а в социально-культурной сфере. При этом тема социально-культурных организаций, обеспечивающих возможность адаптации к будущей профессии и выявление творческого потенциала практически не разработана. В частности проблема места и роли Центров студенческих инициатив является крайне мало разработанной и практически не упоминаемой в связи с профессионально адаптацией будущих специалистов, поэтому мы считаем, что настоящая работа является новой.

Анализ состояния социально-профессиональной адаптации молодых специалистов в социально-культурной сфере, выявление факторов и противоречий, влияющих на ее эффективность в учреждениях культуры, необходимы для выработки программ, технологий сопровождения молодых специалистов в этом процессе. Исследование специфики и противоречий социально-профессиональной адаптации молодых специалистов важно с теоретической точки зрения. В работах российских ученых рассматривается процесс социальной адаптации в целом, социально-профессиональная адаптация представителей различных профессий, но работ, посвященных изучению социально-профессиональной адаптации молодых специалистов. занятых культурно-просветительской деятельностью, организацией досуга средствами культуры, управлением организациями культуры и т.п., явно недостаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.

Данное исследование проводится в соответствии с планом, при составлении которого за основу брались рекомендации таких известных специалистов как М.А. Ариарский, А.П. Марков, А.П., Г.М. Бирженюк, Г.Л. Тульчинский и др.

Методика исследования

. При написании настоящей работы применялись следующие методы:

1) теоретический анализ проблемы адаптации специалистов, проблемы выявления и развития креативного потенциала и самореализации в сфере СКД. Этот анализ требует изучения фундаментальной и периодической литературы, а также публикаций в сети Интернет. Основу этого анализа составляют кабинетные методы

2) эмпирическое исследование, основой которого является наблюдение, опросы, анкетирование и неформальные интервью. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Основой эмпирического анализа являются полевые исследования, однако исследование документарных материалов Центра следует классифицировать как кабинетные исследования.

3) обработка опытных результатов. Методы эмпирического исследования предполагают в основном получение качественных данных. Анализ результатов дает основание для логических выводов, использования методов сопоставления и сравнения, в том числе сравнения с теоретическими рекомендациями.

Что касается использования статистических методов, то корректная математическая статистика требует использования корректных тестов, которые проверены на непротиворечивость, независимость. В социологических и психологических исследованиях весьма часто применяются статистические методы, не соответствующие строгим требованиям математической статистики (например, потому, что результаты опросов сами сильно зависят от самых различных факторов, например, с погоды, которая может определять настроение респондентов или непредсказуемых семейных коллизий и т.п.) Тем не менее, автором проведен статистический анализ для выявления тенденций развития социально – культурных центров адаптации специалистов социально-культурной сферы. Этот анализ не претендует на строгость математических выводов. Для его проведения использованы механизмы статистического пакета, входящего в состав популярного табличного процессора Excel.

Другие материалы:

Проявление кризиса в поведении ребенка
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все ...

Техника толкования сновидений
В рамках моей работы невозможно охватить всю область изучения, рассказать в подробностях о различных подходах к толкованию сновидений и их результатах, поэтому основная задача, поставленная автором при написании этого раздела, обозначить ...

Значение игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых лю ...