Бихевиоральная школа психологии.

Страница 1

Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориентирована на поведение человека. Бихевиористы полагают, что многие люди, имеющие проблемы в общении, просто не обладают навыками, необходимыми для разрешения проблем повседневной жизни. Возможно, они приобрели неправильные навыки или ошибочные шаблоны поведения, которые сохраняются с помощью какого-либо подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди попросту не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев или отклонить неразумные просьбы[87].

Соответственно, терапия в данном случае будет заключаться в обучении навыкам поведения. Метод, применяемый для этого, имеет название “репетиция поведения”. Клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Методика проведения структурных ролевых игр такова[88]:

* Клиенту объясняется суть роли, которую он должен будет играть, после чего ему представляется данная модель поведения в тренинговой ситуации.

* Клиент должен исполнить роль, которая была ему представлена, причем исполнена, может быть либо в действии, либо посредством мысленного повторения. Мысленное представление оказывает действие, близкое по своему значению к реальному исполнению[89].

* Консультант, наблюдая за исполнением, представляет клиенту информацию, что можно улучшить и побуждает его проводить ролевые игры далее.

* В течение курса терапии клиент опробует выученные модели поведения в реальной жизни.

В целом, метод репетиции поведения помогает людям преодолевать застенчивость, учит отстаивать свои права, контролировать гнев и приобретать полезные навыки общения с другими людьми[90]. Кроме того, в основном, он ориентирован на формирование чувства компетентности.

Несколько иную методику преодоления заниженной самооценки предлагает когнитивная школа психологии[91], в частности, терапевтические разработки Джорджа Келли. Его метод целиком связан с его концепцией природы и поведения человека.

Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий[92]. Соответственно, восприятие мира и себя основывается на своих моделях или конструктах[93]. Эти конструкты сугубо индивидуальны и личностны. Поэтому методика когнитивных психологов, прежде всего, касается изменения ошибочных внутренних конструктов и предполагает создание здоровой внутренней конструктной системы. Главная задача при этом: увеличить прогностическую эффективность этих конструктов. Келли для этого создал оригинальную методику – терапию фиксированной роли[94]. Методика, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Проблемы безопасного секса
Настоящие чувства и верность - это, безусловно, замечательно. Но только в том случае, если все это базируется на полноценных и корректных знаниях о половых отношениях и особенно гигиене сексуальных отношений, потому как уровень знаний рос ...

Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем раз­граничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и про­цесса ...

Сюжетно-ролевая игра
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о рез ...