Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией

Другая психология » Самоопределение школьников и студентов » Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией

Страница 1

В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка через посредство более общего понятия – Я-концепции.

Встречаются и те авторы, которые в большей степени обращены к соотношению понятий Я-концепция и самосознание. Таким образом, на данном этапе развития отечественной и зарубежной психологии пока нет единого мнения по поводу определения профессиональной Я-концепции, ее структурных и содержательных компонентов, места в целостной структуре личности человека, особенностей развития на разных возрастных этапах.

В основе процесса социализации старшего школьника (то есть периода активного становления жизненной позиции человека) лежит взаимодействие всех ее компонентов: адаптации, интеграции (в том числе и выбор будущей профессии), саморазвития и самореализации. Среди исследователей, занимающихся данным вопросом, также пока нет единого общепринятого мнения о том, как же подобное взаимодействие осуществляется. Нет общепринятой точки зрения на то, насколько успешно в зависимости от уровня сформированности профессиональной Я-концепции молодых людей старшего школьного возраста происходит их социально-психологическая адаптация.

Изучение особенностей профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации, современных подходов по этому вопросу и их синтез позволяет:

1) спрогнозировать поведение молодых людей в различных ситуациях;

2) раскрыть особенности их личности в целом;

3) понять, какие необходимо создать условия для обучения и воспитания в учебном заведении.

Таким образом, проблема изучения профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации имеет практическую и теоретическую значимость. Исследование данной проблемы открывает перспективу использования полученных данных в области психологических дисциплин, а также в смежных с ними науках, особенно в педагогической практике.

Осуществленный нами теоретический анализ проблемы профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации позволил нам выдвинуть гипотезу: учащиеся, имеющие более дифференцированную и позитивную профессиональную Я-концепцию, обладают более высоким уровнем социально-психологической адаптации по сравнению с учащимися, обладающими менее дифференцированную и негативную профессиональную Я-концепцию.

На проверку данной гипотезы было направлено эмпирическое исследование, цель которого состояла в изучении особенностей профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации. В качестве базы эмпирического исследования выступили кулинарный колледж № 53 и музыкальной педагогическое училище им. Ростроповичей (г. Воронеж), в которых учащиеся получают среднеспециальное образование. Объектом эмпирического исследования являлись юноши и девушки 15–16 лет, обучающиеся на 1 и 2 курсах указанных выше среднеспециальных учебных заведений. Общий объем выборки составил 62 испытуемых.

В работе использовался следующий комплекс диагностических методик:

1) методика определения характеристик социальной адаптации (автор – А.К. Осницкий), которая позволяет выявить уровень адаптации к условиям обучения в среднеспециальных учебных заведениях;

2) методика личностного дифференциала (как вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда), которая дает возможность выявить особенности профессиональной Я-концепции учащихся среднеспециальных учебных заведений При интерпретации полученных данных учитывалось то, что они являются субъективными и отражают эмоциональное отношение человека к своему образу профессии;

3) Модифицированная нами методика «20 утверждений» (М. Кун и Т. Мак-Партленд), которая позволяет определить содержание профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений (степень ее дифференцированности, позитивный или негативный полюс).

Полученные в эмпирическом исследовании данные обрабатывались с помощью методов качественного и количественного анализа.

По результатам проведенного исследования наша гипотеза частично подтвердилась. Наша гипотеза о том, что существуют особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптации, а именно: учащиеся среднеспециальных учебных заведений с более дифференцированной профессиональной Я-концепцией обладают более высоким уровнем социально-психологической адаптации, чем учащиеся с менее дифференцированной профессиональной Я-концепцией, статистически подтвердилась.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Прогноз при шизофрении
Смертельные исходы бывают при фебрильной шизофрении, суициды наиболее опасны при императивных слуховых галлюцинациях, при атипичной депрессии (шизоаффективные психозы), при постшизофренической депрессии. Шизофреническим дефектом завершае ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотри ...

Явление семейной триангуляции
Триангуляция – это вовлечение в диадические отношения[1] третьего члена семьи в момент, когда нарастание тревоги свидетельствует о возможности проявления и/или осознания конфликта в диаде или перехода его в неуправляемую форму (Мюррей Боу ...