Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.

Другая психология » Самооценка » Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.

Страница 3

В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята по­пытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. Изучалась зависимость между частными самооценками, их субъективной значимостью и общим са­моуважением. Ими использовались различные модели взвеши­вания самооценок по значимости. Кроме этого использовались эмпирически полученные оценки значимости. Однако, несмотря на изрядную экспериментальную изощренность, они не получи­ли корреляций между интегральной самооценкой и общим само­уважением, превышающих г=0,45. Причем, взвешивание по зна­чимости не приводило к заметному изменению корреляций по сравнению с простым суммированием частных самооценок [11].

На основании этих результатов они пришли к выводу, что интег­ральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение (глобальная самооценка) - это разные конструкты, за которы­ми надо искать различное психологическое содержание. В этом исследовании интересен еще один результат, парадоксальный с точки зрения Ходжа и Маккарти. Было обнаружено, что учет индивидуальной (субъективной) значимости давал меньше при­ращение корреляций, чем учет групповых оценок значимости (полученных усреднением индивидуальных оценок значимости каждого аспекта по группе). Это позволило им заключить, что групповые ценности (для данного контингента) имеют большее влияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальных оценок ценностей. Однако, этот факт был оставлен ими без объяс­нении - лишь как парадоксальная констатация.

Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки со­здания более сложных, иерархических моделей строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что частные самооценки личностных качеств не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный уровень, за­даваемый сферами жизнедеятельности субъекта или его лично­стных проявлений.

Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа так называемой «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для пони­мания обобщенного «Я» [11]. В соответствии с этой моделью обоб­щенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связан­ную или несвязанную с успехами в учебе), последняя же под­разделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты.

Отсюда Я- концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же.

Мотив самоуважения, по определению Канлана, - это «личная потребность сделать максимальным переживание положительных и минимальных - отрицательных установок по отношению к себе». Большей частью мотивы самоуважения и последовательности «Я» совпадают, но бывают случаи, когда индивид упорно сохраняет отрицательный образ «Я» не меняя его даже в случаях положительных внешних оценок и успехов в сфере самореализации [11].

По литературным данным выделяют три основных по­нимания терминов самоотношения, каждое из которых отражает различные те­оретические подходы и имеет свое собственное коннотативное значение:

1) любовь к себе,

2) самоприятие,

3) чувство компетентности.

Эти поня­тия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность «оценке» (которые рассматриваются здесь как различные процессы).

Одним из различий между любовью к себе и самоприятием является глубинность. Соответствующего чувства, хотя и то и другое связано с эмоциональным чувством симпатии в собствен­ный адрес. Самоприятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассматривается как более глубинный и, возмож­но, даже более «мистический» процесс, включающий в себя ин­тенсивные драйвы и энергии (в психоаналитических теориях) или базисные (онтологические) небезопасности (в экзистенци­ально ориентированных теориях).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Семейное консультирование и психотерапия в психологической практике А.А. Бодалева и В.В. Столина
А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в работе семьей следующие фазы: 1. Фаза концентрации на ребенке. Цель этой фазы - дать понять ребенку, что в лице психолога он имеет сильную поддержку, и должен высказать свои проблемы. Во время первых ...

Сознание и бессознательное
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать, размышлять о своем прошлом и настоящем, разрабатывать планы и программы на будущее, иметь объективные и устойчивые знания о себе и о мире, делиться э ...

Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли
Половое созревание – центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к сумме биологических изменений. Человеческая сексуальность – сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических ...