Одной из важнейших тем современной социальной психологии является потребительское поведение взрослых. Потребительское поведение взрослых тесно связанно с их отношением к деньгам и часто его определяет. Однако люди начинают покупать, обращаться с деньгами уже в юном возрасте, поэтому, можно сказать, что определенная база потребительского поведения закладывается еще в детстве. Большое внимание потребительскому поведению взрослых уделяют такие науки как экономика и социология. Но в данный момент существует мало работ, посвященных потребительскому поведению детей. Данное исследование проводилось для изучения формирования потребительской социализации, ее наиболее активный период. Кроме того, известно, что взрослые покупатели склонны к лояльности маркам, которые они привыкли покупать в детстве. Таким образом, изучение потребительской социализации в детском возрасте поможет понять механизмы выбора товара не только детей, но и взрослых. Социализация – это процесс, посредством которого люди усваивают правила поведения, а также системы убеждений и установок, позволяющих индивиду успешно действовать в качестве члена общества. Потребительская социализация – это процесс приобретения молодыми людьми умений, знаний и отношений, затрагивающих их функционирование на рынке в качестве потребителей.
В исследовании были выдвинуты следующие задачи:
1) Выделить возрасты потребительской социализации
2) Описать, происходящие в каждом возрасте процессы
3) Определить агенты влияния в каждом возрасте
4) Оценить влияние удачных и неудачных покупок на социализацию
Подвергались проверке две гипотезы:
1) Потребительская социализация – часть общего процесса социализации, проходит те же стадии и институты социализации, подвержена тем же факторам.
2) В процессе потребительской социализации происходит накопление потребительского опыта и расширение потребительского репертуара. Предметом исследования, представленного в данной работе, являются стадии, этапы, институты, а также факторы потребительской социализации. Объектом данного исследования является потребительская социализация.
Исследование было проведено с помощью метода фокус-групп, поскольку нам было важно изучить все возможное содержание процессов, факторов и агентов социализации, получить максимальный спектр мнений. Было проведено три фокус-группы.
1) Для изучения этапов и стадий социализации были проведены следующие методики: «направленные мечты», «коллаж», «направленная дискуссия».
2) Для выделения институтов и факторов, влияющих на потребительскую социализацию - методики «направленная дискуссия» и «mapping».
Итак, результаты нашего исследования показали, что
1) Потребительская социализация является частью общего процесса социализации, в ней выделяются те же возраста. В данных возрастах влияют те же факторы, что и в процессе общей социализации.
2) Мы выделили 4 этапа потребительской социализации.
Младший школьный возраст (7-10 лет). Ребенок живет, опекаемый родителями, они обеспечивают его всем необходимым, поэтому такое большое значение имеют родители для потребительского выбора ребенка, являются для него авторитетом. Ребенок тратит небольшие деньги на покупки сладостей. Некоторые дети уже с младшего школьного возраста начинают копить деньги.
Другие материалы:
Причины роcта разводов
В СССР в 1966 года новое законодательство облегчило процедуру разводов. С этого времени наблюдался всплеск числа разводов в нашей стране. В 1970-е годы психологи и социологи начали анализировать причины и мотивы разводов. Известный отечес ...
Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода.
Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому ...
Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского
школьника в младшем школьном возрасте
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...
Главные разделы