Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.

Другая психология » Самооценка » Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки.

Страница 4

В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т.е. сравнении объекта или со­бытия с некоторыми эталонами, имущественной характеристи­кой является переживание успеха или неудачи. При этом осно­вой переживания является чувство уверенности в себе или сво­их силах.

В подходах к самоотнотношению с точки зрения самоприя­тия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Од­нако важнейшим аспектом этого процесса является чувство или

переживание, приводящее к этому оцениванию. Так например, К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку (отношение к себе как носителю определенных свойств и досто­инств) и самоприятие - приятие себя в целом монады, вне зависимости от своих свойств и достоинств [11]. Р. Уайли отмечает, что развести две эти характеристики в эксперименте крайне трудно, так как в самооценке по любой характеристике неизбежно при­сутствует и общий уровень принятия или непринятия себя [11].

Однако, механизм формирования этих сторон отношения к себе, совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с до­стижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жиз­ненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.

Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлены различные понимания содержания глобальной самооценки, ко­торая при этом рассматривается как единое и целостное образо­вание, то К. Роджерс рассматривает самопринятие и самооцен­ку как два аспекта самоотношения, которое оказывается облада­ющим сложным строением, включавшим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную [11]. Наличие двух аспектов в общем самоотношении признается и некоторыми другими авторами - Так, С. Гордон констатирует различие между уважением и любовью как между разными формами эмоций, Для него самоуважение и самосимпатия представляют из себя дна различных типа самоотношения, которые вытекают из различных форм позитивного опыта - аффилиации и успеха в задании. «То, что люди чувствуют по отношению к себе, вовсе не обязательно определяется тем, насколько они считают себя «хорошими» [11].

Для большинства исследователей аффективный процесс - то же самое, что и самооценивание, описанное в терминах эмо­ции. То есть дело просто в различных ракурсах рассмотрения одной и той же реальности. Резюмируя точку зрения многих авторов, Р. Бернс пишет, что «положительная Я-концепция оп­ределяется тремя факторами: твердой убежденностью в импо­нировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимо­сти». Здесь потенциально выделяются три характеристики самоотношення в качестве элементов его строения. Однако, ока­зывается, что третья характеристика - «чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей нич­тожности) - является производными от обшей оценки, которую индивид интуитивно выносит себе, оценивая два первых момен­та: насколько он импонирует и какова его компетентность» [1].

· Можно выделить, пожалуй, два положения, которые явно или неявно принимаются большинством исследователей: во-первых, что существует некоторое обобщенное самоотношение (самоуважение, самооценка), которое является целостным, одномерным и универсальным образованием, выражающим степень положитель­ности отношения индивида к собственному представлению о себе:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической ...

Изменения индивида в толпе
Если бы С. Московичи попросили назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, он бы, не колеблясь, ответил: индивид. И по причине совершенно очевидной. С момента появления человеческого рода и до Возрождения горизонтом человека ...

Влияние членов семьи на становление самооценки.
Самооценка связана с размера­ми семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавших­ся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь ...