Пути методы, средства развития положительных эмоций дошкольников

Развитие положительных эмоций у дошкольников » Пути методы, средства развития положительных эмоций дошкольников

Страница 1

Положительные эмоции Удовольствие у младенцев побуждается только контактным взаимодействием - убаюкиванием, поглаживанием. Однако в дальнейшем в социальных контактах развиваются радость и счастье как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Семилетний Сережа П. составил по рисунку “Я доволен” такой рассказ: “Это я в шапке Наполеона - она называется треуголка, Я серьезный, как Наполеон, Потому что он был царем французов, а царить - это вам не в игрушки играть”. Этот пример иллюстрирует проявление потребности в самоутверждении в виде стремления ребенка к доминированию и власти. Заметим, что дети этого возраста очень часто связывают власть с особыми символами - короной, треуголкой Наполеона, скипетром с бриллиантами, - обладание которыми и символизирует удовлетворение этих скрытых потребностей. Таким образом проявляется влияние культуры, которая с помощью подобных символов отмечает представителей власти. Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У малыша оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень - функциональная, когда ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса. На третьей ступени, у детей постарше, удовольствие возникает в начале деятельности, и ни результат действия, ни сам процесс не являются центральными в эмоции ребенка. В этом случае ребенок переживает удовольствие, предвосхищая событие. Восьмилетняя Наташа Р. нарисовала картинку на тему “Я такая довольная, я такая счастливая” и рассказала о ней так: “Я тут гуляю с собакой. Хочу, чтоб подарили собаку, главная мечта в жизни. Никого пока нет. Но я такая довольная, я такая счастливая - знаю, что подарят”. Соединение понятий “приятно” и “хорошо” характерно только для детей раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и теперь уже считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Ученица второго класса Рита К, рассказала, как ее мама обычно реагирует на хорошую отметку: “Я получила пятерку, и мама радуется. Мама веселая - и я веселая”. Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не отзывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима и ответственность за другого, забота о младших братьях и сёстрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно они лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Развитие эмоций в онтогенезе выражается: 1) в дифференциации качеств эмоций; 2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; 3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.[8] Вывод. У малышей эмоции идут на неосознанном уровне. С возрастом человек может управлять ими как внешне, так и внутренне. А у детей эмоции выплёскиваются наружу. Взрослый может контролировать выражение своих эмоций, а ребёнок нет. Чем человек становится старше, тем лучше он научается управлять эмоциями. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: “С ними было интересно!”

Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является “старшим”. Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Шестилетняя Женя Ц,, хозяйка котенка Чипа, придумала такой рассказ по рисунку “Я довольна”: “Я довольна, что мама мне купила мороженое, а Чипу - молока. На рисунке не только я довольна, но и Чип”.

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Защитные механизмы
В процессе переговоров, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непро ...

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимани ...

Последствия развода для детей
Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В н ...