Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте

Другая психология » Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника » Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте

Страница 4

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Но именно в семье должны уже ориентировать младшего школьника на воспитание у него качеств, затребованных процессом обучения, в частности потребности в самоутверждении. Одновременно, понимая, что ребенок все еще интересуется (и будет интересоваться игрой) важно таким образом построить свои занятия с ребенком, чтобы они были ему интересны, развивали у него стремление быть похожим на папу или маму, в зависимости от ситуации. Для этого родителям важно познакомить ребенка с тем миром, в котором они живут, со своими увлечениями (конечно, если они не носят отрицательных оттенков), что находит свою поддержку в особенностях развития мышления и познавательных интересов ребенка младшего школьного возраста.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы . Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Важно, при этом не “отмахиваться” от назойливых вопросов ребенка, а терпеливо отвечать на них, осознавая, что таким образом формируется уровень его эрудированности, удовлетворяется стремление к самоутверждению. Именно в этом процессе общения у ребенка вырабатывается уважение к семье, так много знающей относительно тех проблем, которые интересуют младшего школьника. Во многом с этим уважением связана ориентировка в развитии младшего школьника именно на семью. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное “зачем?” “как?” “почему?”. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Об этом должны помнить родители ребёнка, и ориентироваться в развитии его эрудиции именно на яркие образы. В этом случае важен, например, поход отца и сына в музей боевой техники, где в наглядном образе ребенок сможет запечатлеть интересующие его знания и, получив ответы на многие из своих вопросов, одновременно, обнаружить еще большое количество «Почему?» и «Как?». Конечно, младшего школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот вопрос сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие. Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов (14, с. 56).

Однако в начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы: