Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте

Другая психология » Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении у сельского школьника » Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем школьном возрасте

Страница 3

Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов (7, с.131).

Данная направленность также должна быть создана в ходе семейного воспитания. В частности – у младшего школьника – в ходе воздействия на становление его личностных характеристик, прежде всего – семьи.

Для того чтобы целостней представить картину возможностей влияния семьи на воспитание у младшего школьника потребности к самоутверждению, проанализируем особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте у ребенка отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95 % в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие (7, с. 131). Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего школьника со стороны семьи именно в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на процесс формирования у ребёнка личностных качеств, формирования личностных особенностей, востребованных обществом от сформировавшейся личности.

В этом возрасте также происходят значительные качественные и количественные изменения в костной и мышечной системе младшего школьника . Так что, именно в младшем школьном возрасте как никогда важно стремиться к физическому развитию и совершенствованию организма ребенка (7, с.132). И в этом процессе роль влияния семьи на младшего школьника велика. Если ребенок видит, что его семья заинтересована в развитии своих физических качеств, он будет брать пример с родителей и сам тоже проявит стремления к тому, чтобы развить свою мускулатуру, костную систему и др.

Особенности учебной деятельности

. Учебная деятельность младшего школьника развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как происходит усвоение этих знаний. Воспитание таких качеств личности как упорство, стремление к достижению поставленной цели у младшего школьника также зависит от позиции семьи, от того, какие принципы вкладываются в общение с ребенком, как пытается помочь ему в ходе учебной деятельности (12, с. 98).

Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Младшему школьнику свойственно стремиться быть похожим на родителей. Поэтому мальчик в этом возрасте в своем развитии, в своих поступках ориентируется больше на отца, сравнивает себя и его, стремится быть похожим на папу в поступках и поведении сравнивая не только себя прошлого и себя нынешнего, но и соотношение качеств себя прошлого с отцом и качеств себя настоящего с качествами семьи.

“Не умел – умею”, “Не мог – могу”, “Был – стал”, - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений со стороны ребёнка. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя (5, с. 67).

При этом изменении достойным ориентиром может стать для ребенка семья. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность, что его развитие соответствует требованиям, предъявляемым к данному возрасту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Определение понятия “развитие”
Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. Первый признак заключается в том, что при всяком изменении субстрат, ...

Положительное влияние эмоций и чувств на человека
Эмоциональный фактор играет важную роль в развитии человека, а эмоциональное воспитание — не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. Эмоция - это сложное и стабильное переживание, связанное ...

Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Система реабилитации и реадаптации в Вооруженных силах РФ базируется на двух основных подходах: 1. В первом случае, реабилитация и реадаптация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым п ...