Выделенная деталь рисунка

Страница 1

Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее состояние в данный момент и еще 15 параметров, в итоге влияющих на рисунок, на отношение к бренду и намерение покупки часто напоминает желание мачехи из сказки про Золушку натянуть хрустальную туфельку 35 размера на ногу своей дочери 41 размера.

Вот к каким выводам пришли психологи после исследований результатов рисуночных тестов.

Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать, что данная деталь, или комбинация деталей, или способ их изображения (с точки зрения пропорций или использования пространства, по отдельности или в целом) имеет для него особое значение.

Позитивный способ:

· открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе;

· необычная последовательность изображения деталей рисунка {"нормальная" последовательность описана в тесте "Дом-Дерево-Человек";

· необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков (тест "Дом-Дерево-Человек") либо слишком большая трата времени на изображение деталей;

· необычная манера изображения деталей;

· непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка;

· комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов.

Негативный способ:

· незавершенные детали;

· пропуск одной или больше обязательной детали (см. тест "ДДЧ");

· уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него.

Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого.

Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при определенных конфигурациях. То есть общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет их испытуемый и который мог бы быть совершенно упущен, если бы у испытуемого не было возможности рассказать о нем.

Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка.

Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем).Детским рисункам свойственны некоторые общие особенности, связанные с использованием пространства. Как правило, дети используют для рисунка все пространство листа, в противном случае это является признаком робости и неуверенности.

Уверенный в себе ребенок использует всю необходимую ему площадь, начиная рисунок с центра и двигаясь без колебаний к краям листа, оставляя то в одном, то в другом месте большие поля (как правило, больше сверху, чем снизу).

Если ребенку не удается соблюдать границы листа, то можно предположить наличие некоторой задержки в развитии сенсорномоторной координации. Это как бы проявление лености в соблюдении расстояний и в распоряжении пространством, в котором его рука в общем-то является хозяйкой. Таких детей надо не только ободрять, но и учить рисовать на всей площади листа бумаги. Если ребенок интуитивно чувствует границы листа, но сознательно их нарушает, заполняя весь лист, не оставляя даже минимального пустого пространства, это указывает на чувство беспокойства. Страх перед пустотами интерпретируется как наличие "пустот" в чувственной жизни ребенка.

В определенные периоды жизни ребенок может чувствовать себя одиноким, незащищенным. Возможно, из-за какой-нибудь физической особенности (раннее выпадение молочных зубов, уши торчком, дефекты в произношении, недостаточное "атлетическое" развитие и ловкость в играх) или вследствие более глубоких причин (семейных, связанных со средой), вынуждающих его защищаться из страха перед страданиями. В этом случае ребенок чувствует необходимость заполнения пустот на листе бумаги, как бы высказывая пожелание, чтобы были заполнены "пустоты" его потребности в любви и тепле.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы: