Рисуночный тест-как метод психоанализа

Другая психология » Рисуночный тест-как метод психоанализа

Рисуночные тесты, которые в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категори проектиных. То есть они как бы дают проекцию - портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.

Бессознательное - это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое - и тем более в чужое - бессознательное очень сложно. Психоаналитику требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому предупреждаем:

Пользоваться этими тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпритации.

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ - как при работе со взрослыми, так и с детьми. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого (цензора сознания) ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.

И, тем не менее, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.

Каждый из тестов, которые будут рассматриваться ниже - Дом-Дерево-Человек, Нарисуй человека, Рисунок семьи, - состоит из двух этапов. Первый этап - сам процесс рисования. Второй этап - беседа после того, как рисунок сделан, во время которой испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает возникшие в связи с ними ассоциации,

Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании - можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.

Часто человек отказывается сделать рисунок, говоря, что он не художник, у него нет этих способностей и т. п. Исследователь должен его убедить, что рисуночные тесты не направлены на проверку художественных способностей. Использование линеек или других чертежных принадлежностей в этих тестах исключено, рисунок должен быть выполнен именно от руки.

Материал, который используется во всех тестах, - стандартный лист бумаги (А4) простой карандаш (лучше мягкий), ластик.

Кроме того, помните, что дети часто копируют рисунки друг друга - особенно если рисунок товарища получил высокую оценку взрослых. Они стараются точно воспроизвести то, что им нарисовал старший. Поскольку чистосердечно полагают, что именно так и "надо рисовать". Дети также охотно рисуют иллюстрации к сказкам. Причем персонажи имеют именно сказочный, а не "символический" смысл. И в этом случае меч-кладеннц - это именно меч. А не фаллический символ. Бывают и рисунки-игры. И лист бумаги может превратиться в кукольный театр или поле битвы. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, то он, скорее всего, постарается сделать это так, как делаете вы сами - потому что в его представлении это "правильный" рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом - дерево, а на дереве - птицу. И деревьев будет много, потому что это сад, а в саду - фонтан, и обязательно - много детей. И обязательно - собаку. и кошку, и котенка... Дети играют! Это вполне нормально. Естественно - и нет никаких оснований для беспокойства.

Другие материалы:

Психологические механизмы ведения переговоров
Основная задача переговоров в психологическом плане - убедить собеседника, заставить его принять ваше предложение. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы должны быть исключен ...

Условия формирования низкой самооценки
Низкая самооценка тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстра­иваться к другим лю ...

Нефармокологические зависимости
К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно­шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. Из вышеперечислен ...