Выделенная деталь рисунка

Страница 2

Родители иногда не замечают, что ребенок страдает от недостатка внимания и общения с их стороны. Если же ребенок вам об этом сказал, то решить эту проблему вам будет нетрудно - надо только отнестись к ней со всей ответственностью. Недостаточное проявление любви к ребенку часто может глубоко травмировать его психику.

Как правило, ребенок рисует различные объекты, начиная с центра листа. Самым важным объектом для него является тот, который расположен в центре рисунка. Это может быть шарик, собака, мороженое или игрушка. Главной темой рисунков может стать отец, который работает, или мама, которая готовит на кухне, или он сам, играющий с собакой или читающий книжку.

Не следует придавать серьезного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам предметов, человеческих фигур и т.п., нарисованных детьми до 4 лет, их завершенности и расположению на листе бумаги. У более старших детей самыми крупными будут наиболее значительные фигуры или предметы, поразившие их воображение или постоянно занимающие их мысли.

Рисункам тестируемых, свойственны некоторые общие особенности, связанные с качеством линий. Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная и тд.

В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4-5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие.

Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию.

Может быть, вы (родители) часто упрекали своего ребенка за поведение и поступки, означавшие не что иное, как требование с его стороны вашего внимания и любви (плач, капризы, мочеиспускание в постель и т.д.). Но это не значит, что вина полностью лежит на вас. Просто ребенок переживает проблемы, сопровождающие процесс его взросления, социализации, связанные с необходимостью научиться "подчиниться" и "уступить".

Если в рисунке преобладают линии типа крупного зигзага, неровные, часто меняющие направление, с неравномерным нажимом, то сильным, то более слабым, - это указывает на неуверенность, тревогу, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии. Неуверенное владение карандашом, неумение крепко держать его в руках - свидетельство неверия в своя силы.

В этом случае вам нужно понаблюдать за ребенком. Поговорить с ним по душам, чтобы понять, что за этим стоит.

Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия говорит о достаточном самообладании и эмоциональном равновесии. Никаких сомнений, беспокойства, в некоторой степени безучастность и равнодушие.

Часто прерываемая линия свидетельствует о нерешительности, даже робости, неровном характере, боязни взять на себя ответственность, безынициативности. Возможно, имеют место проблемы с пищеварением, расстройство кишечника. Ребенок, который не прилагает усилий в рисовании, часто не прилагает усилий ни в чем.

Можно отнестись к этой апатии как к безвредному явлению. если речь идет о ее проявлении только в рисовании, но, если она обнаруживается во всем, что он делает, надо задуматься. Апатия только при выполнении рисунка может означать, что ребенок проявляет робость при создании рисунка - и больше ничего. Но возможно, что он воспринимает окружающий мир как беспокоящую, тревожную среду, против которой он не осмеливается выступить прямо и решительно.

Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, - признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий со стороны внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

«Теория инвестирования» Р. Стернберга
Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «по ...

Особенности характеристик самооценки спортсмена
Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это ...

Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, ш ...